Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости и события

Утверждена новая редакция стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации
22 апреля 2019 г.

В ФАС России обсудили практический опыт в области злоупотреблений интеллектуальными правами
22 апреля 2019 г.

Две компании оштрафованы за имитацию упаковки БАДов конкурента
22 апреля 2019 г.

Samsung признан виновным в незаконной координации цен на смартфоны и планшеты
22 апреля 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 16552
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 11912
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 9866
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 15996
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 13940
 Обзоры

 Анонcы

ПМЮФ-2019
14–18 мая 2019 г. состоится IX Петербургский международный юридический форум.
Полный текст
«Комплаенс: расширение границ»
23 мая 2019 г. в Москве пройдет VIII ежегодная конференция международной комплаенс-ассоциации ICA «Комплаенс: расширение границ».
Полный текст
«Комплаенс и антикоррупция в России и СНГ»
27–28 июня 2019 г. в Москве состоится 6-я ежегодная конференция «Комплаенс и антикоррупция в России и СНГ», организованная компанией Dialog Management Partners.
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Кейс-сессия по комплаенсу
Кейс-сессия по комплаенсу


Новую встречу Антимонопольный клуб журнала «Конкуренция и право» провел в конце марта в формате мастер-класса по оптимальному дизайну и эффективному функционированию системы предупреждения рисков. Опытом и рекомендациями поделились представители крупнейших компаний – гуру в сфере антимонопольного комплаенса.

Модератор дискуссионной сессии, главный эксперт журнала Елена Соколовская рассказала о тенденции к активному внедрению систем предупреждения антимонопольных рисков в госорганах. Это продиктовано Национальным планом развития конкуренции в России на 2018–2020 гг.1, в котором заложена задача сократить число нарушений, допускаемых властями.

Она напомнила, что на уровне правительственного распоряжения для государственных органов уже утверждены соответствующие рекомендации по созданию и организации такой системы, а в начале 2019 г. появился приказ ФАС России о методике оценки ее эффективности2. Причем как для федеральных, так и для региональных органов власти наличие комплаенса обязательно. Антимонопольное ведомство и само его тоже внедрило.

«В отношении компаний политика государства иная. Их планируется не принуждать, а всячески поощрять и стимулировать к организации мероприятий по предупреждению нарушений законодательства, – отметила модератор. – Вместе с тем текущая версия законопроект3, где закреплены институт комплаенса и минимальный набор требований к нему, не предусматривает смягчения ответственности за наличие реально работающей системы. А единственный нормативно закрепленный стимул для хозяйствующих субъектов сегодня – возможность понизить категорию риска при проведении планового антимонопольного контроля».

Какие факторы побудили организации разработать и внедрить комплаенс и стали определяющими?

По словам руководителя направления департамента управления регуляторными рисками ПАО «МТС» Сергея Войченко, их компания осознанно сделала этот шаг, причем одна из первых, не дожидаясь закрепления данного института в законодательстве и создания стимулирующих мер. Основная мотивация – несколько блоков ключевых рисков, присущих крупным компаниям: финансовых в виде оборотных штрафов; персональных в части менеджмента; PR- и IR-рисков, вызванных публичным положением.

«Для нас антимонопольный комплаенс, который помогает управлять этими рисками, – показатель уровня правовой культуры в компании и нацеленности на эффективный результат», – подчеркнул выступающий.

Опытом пошаговой технологии построения и деталями успешной работы механизма предупреждения рисков поделилась директор департамента корпоративного права ПАО «МТС» Елена Павлова.

Спикер рассказала, как обосновать топ-менеджерам необходимость создания таких систем. «В первую очередь нужно донести, что комплаенс-программы помогают реагировать на меняющиеся факторы внешней и внутренней среды. Основные триггеры: изменения в части регуляторики в виде роста санкций и усиления внимания контролирующих органов, повышение персональных рисков топ-менеджмента, выход компании на новые диджитал-рынки», – пояснила она.

Базовыми по всем методологиям этапами служат, как отметила Елена Павлова, анализ и оценка рисков по всему спектру бизнес-процессов. Последняя может быть качественной и финансовой, причем финансовая сложнее, но более объективная.

Выступающая также подчеркнула, что следует поддерживать комплаенс-систему в рабочем состоянии. В МТС этому помогает сертификация по стандарту ISO 19600, которую необходимо подтверждать каждый год. По словам спикера, сертификат позволяет получить независимую оценку и доказывает эффективность системы для топ-менеджмента и акционеров, регулятора, а также для рынка – контрагентов и инвесторов.

К дискуссии присоединился руководитель проектов департамента корпоративного права ПАО «МТС» Антон Попович. Он добавил, что комплаенс не только позволяет бизнесу предупредить и митигировать риски, но и выступает индикатором для выявления зон, в которые нужно направить наибольшие усилия в условиях динамичного рынка и регулярной переоценки рисков.

На вопрос модератора, нужно ли компаниям получать «сертификат качества» комплаенса в ФАС России, Антон Попович ответил: «Каким бы ни был дизайн системы, это не гарантия, что компания никогда не столкнется с претензиями регулятора. Но получить подтверждение ее качества и эффективности не только от международных аудиторов, но и от контролирующего органа однозначно полезно».

Практические рекомендации по разработке, внедрению и контролю работы механизмов комплаенса дала руководитель антимонопольного направления ООО «СИБУР» Екатерина Горшкова. Спикер обозначила четыре основных аспекта таких систем для любого предприятия: культура обучения, выявление рисков и разработка митигирующих мероприятий, их реализация, контроль и аудит. Затем она подробно рассказала, как работает комплаенс с одним из ключевых рисков – ценовым. Здесь важным инструментом становится торговая политика, при формировании которой нужна поддержка экспертов разного профиля, в том числе для обоснования ценообразования.

«Необходимо регулярно тестировать механизм в целом и каждый из его процессов. На этапе аудита мы проверяем эффективность функционирования системы. В частности, разрабатываем набор чек-листов, в которых содержится ряд проверочных вопросов, сформулированных в зависимости от товарной группы, условий обращения товара, категории ценового риска и т. д. Ответы на такие вопросы позволяют понять, соблюдает работник заложенные в системе правила и требования или нет», – отметила Екатерина Горшкова.

Иную градацию рисков, что обусловлено видом деятельности компании, представил антимонопольный комплаенс-офицер ГК ДИКСИ Алексей Полищук. Он обозначил три основные группы: аналитические риски (определение доминирующего положения на рынке, монопольно высокой цены и т. д.); субъективные (риски, связанные с недобросовестной конкуренцией, нарушениями Закона о рекламе4 и т. п.); технические (характерны для розничных сетей в части соблюдения торговых порогов).

Особенностью первой на сегодня антимонопольной комплаенс-системы в продовольственном ретейле спикер назвал сжатые сроки ее построения (девять месяцев) и низкие затраты на разработку, поскольку большая часть работы проделана силами in-house юристов и аналитиков.

Важным элементом, подкрепляющим работу всей системы в целом, Алексей Полищук считает ее согласование в антимонопольном ведомстве. Причем с учетом специфики деятельности торговой сети и ее присутствия во многих регионах России (порядка 30 на данный момент) нужно было получить согласование именно в центральном аппарате ФАС России.









____________________

1 Утв. Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618.

2 Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2018 № 2258-р; Приказ ФАС России от 05.02.2019 № 133/19.

3 Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“» (ID проекта: 02/04/06-16/00050178).

4 Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».


04 апреля 2019 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.








 

№ 1, 2019 (январь-февраль)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?