Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

ФАС России разъяснила вопросы формирования отпускных цен на наркотические и психотропные ЖНВЛП при поставке в медорганизацию
26 июня 2019 г.

Называевский элеватор не исполнил предупреждение ФАС России, возбуждено антимонопольное дело
26 июня 2019 г.

Торговая сеть «О’кей» нарушила Закон о рекламе
26 июня 2019 г.

Две томские компании подозреваются в картельном сговоре при поставке витаминно-минеральных комплексов
26 июня 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17363
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 12638
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 11238
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 17260
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 14847
 Обзоры

 Анонcы

«Комплаенс и антикоррупция в России и СНГ»
27–28 июня 2019 г. в Москве состоится 6-я ежегодная конференция «Комплаенс и антикоррупция в России и СНГ», организованная компанией Dialog Management Partners.
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Защита от «паразита»
Защита от «паразита»


Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»
Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 2, 2019 г.

В арсенале у антимонопольного ведомства появилось новое оружие, которое поможет бороться с так называемыми паразитическими товарами. Сотрудничество с экспертами из Ассоциации «НП „ОКЮР“» позволит более четко определить критерии такого нарушения, как смешение в форме копирования или имитации внешнего вида товара. В свою очередь участникам подобных дел придется тщательнее обосновывать свою позицию.

До недавних пор по делам о недобросовестной конкуренции путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью другого хозсубъекта, основными доказательствами, как правило, выступали социологические опросы и заключения независимых исследовательских организаций, представляемые в процесс участниками дела. По некоторым особо важным или неоднозначным спорам этот вопрос выносился на Экспертный совет по применению законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренции при ФАС России (далее – Экспертный совет)1, чтобы тот принял решение рекомендательного характера.

Но механизма получения мнения Экспертного совета оказалось недостаточно для того, чтобы выработать единообразный подход к выявлению нарушений по ч. 2 ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Возникла необходимость привлечь еще одно независимое мнение – ОКЮР2.

Теперь, рассматривая дела о копировании или имитации внешнего вида товаров, антимонопольное ведомство сможет запрашивать у специалистов ОКЮР экспертное заключение о наличии или отсутствии нарушений. Такое заключение будет использоваться как дополнительное доказательство.

Руководством для этой деятельности станут разработанные ОКЮР совместно с ФАС России Методические рекомендации по определению сходства элементов, индивидуализирующих товары, согласно ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции (далее – Рекомендации). Ассоциация обязуется организовать такой порядок выбора специалистов для подготовки заключений, чтобы обеспечить их беспристрастность и независимость от участвующих в деле лиц.

Рекомендации были разработаны в связи с увеличением числа товаров, копирующих или имитирующих внешний вид, упаковку, наименование или другие элементы, индивидуализирующие продукцию конкурента («паразитические» товары), а также из-за необходимости сформировать единообразный подход к выявлению нарушений по ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции. Основан этот документ на решениях высших судов и Суда по интеллектуальным правам, практике ФАС России, приказах Роспатента и составлен с учетом результатов крупных маркетинговых и социологических исследований.

Важно, что Рекомендации устанавливают единые правила определения сходства товаров до степени смешения и четкие критерии «паразитирования» по смыслу ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции. Основной метод выявления такого сходства – сравнение продукции в той или иной последовательности, обусловленной результатами исследований восприятия человеком объектов: сначала устанавливается цвет (цветовая гамма), затем форма и композиция, после – размещенные на товарах (их упаковке) изображения и символы, а в последнюю очередь тексты. При этом будут учитываться несколько признаков – каждый в отдельности и в различных сочетаниях: внешняя форма, наличие или отсутствие симметрии, смысловое значение, вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т. п.), сочетание цветов и тонов. Но общий вывод будет следовать не из сходства индивидуализирующих элементов товара, а из общего впечатления о нем.

Привлечение экспертов ОКЮР для подготовки заключений позволит ФАС России придать больше объективности и обоснованности решениям по спорам о наличии копирования и имитации внешнего вида товаров. В то же время участникам дела придется с бòльшим трудом отстаивать свою позицию: они будут не только доказывать представленные ими в процесс результаты экспертиз и социологических исследований, но и, возможно, противостоять выводам, сделанным в заключениях.

Существующая судебная практика по подобным делам не унифицирована, и принятые методрекомендации, которыми ФАС России, скорее всего, станет руководствоваться в своих решениях, – это большой шаг вперед. Надеемся, что новый инструмент поможет сформировать единообразный подход к выявлению нарушений и уменьшит число «паразитических» товаров.


___________________

1 Состав Экспертного совета формируется из специалистов антимонопольного органа, представителей иных федеральных органов исполнительной власти, представителей ассоциаций и общественных объединений, научных организаций и специалистов в отдельных областях знаний.

2 В конце февраля 2019 г. антимонопольное ведомство заключило Дополнительное соглашение к Соглашению о взаимодействии ФАС России и Ассоциации «Некоммерческое партнерство „Объединение корпоративных юристов“» о возможности привлечения последней в качестве эксперта при рассмотрении дел по ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции (смешение в форме копирования или имитации внешнего вида товара).


01 апреля 2019 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.








 

№ 2, 2019 (март-апрель)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?