Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости и события

ФАС России работает над правилами недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам
23 марта 2019 г.

Минфин России предлагает провести упрощение законодательства о госзакупках двумя блоками
22 марта 2019 г.

ФАС России предлагает штрафовать участников госзакупок за необоснованные жалобы на контрагента
22 марта 2019 г.

ФАС России хочет применять институт предупреждения в гособоронзаказе
22 марта 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 16145
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 11525
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 9204
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 15345
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 13348
 Обзоры

 Анонcы

XV Юридический форум России
4–5 апреля 2019 г. состоится XV Юридический форум России. Организатор – газета «Ведомости».
Полный текст
ПМЮФ-2019
14–18 мая 2019 г. состоится IX Петербургский международный юридический форум.
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Компетенция вне границ
Компетенция вне границ


Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»
Глобальный характер бизнес-процессов и потенциальная опасность антиконкурентных действий иностранных лиц на рынках ЕАЭС диктуют необходимость расширить полномочия ЕЭК. Целесообразно наделить Комиссию правом расследовать антимонопольные дела с участием компаний, которые зарегистрированы в странах, не входящих в Союз.


Договор о ЕАЭС (подписан в Астане 29.05.2014) определяет пределы контроля ЕЭК за соблюдением антимонопольных запретов и устанавливает общие принципы и правила конкуренции, с помощью которых выявляются и пресекаются правонарушения, как совершенные на территориях стран-членов, так и отрицательно влияющие на конкуренцию на трансграничных рынках (разд. XVIII, приложение № 19).

Согласно Критериям отнесения рынков к трансграничным таковым признается рынок, чьи географические границы охватывают территории двух и более стран — членов Союза (Критерии определены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 № 29). Для разных нарушений общих правил конкуренции — таких как злоупотребление доминирующим положением, недобросовестная конкуренция и заключение антиконкурентного соглашения — выделяются дополнительные условия. Это позволяет отнести рынок к трансграничным и вынести антимонопольное разбирательство на наднациональный уровень.

Возбуждать и рассматривать дела ЕЭК вправе по нескольким основаниям: (1) если сама Комиссия обнаружила признаки нарушения, а также по результатам рассмотрения заявлений (2) от физических или юридических лиц и (3) от уполномоченных органов стран — членов ЕАЭС в сфере защиты конкуренции.

Остается открытым вопрос о полномочиях ЕЭК в случаях, когда антиконкурентные действия совершили компании, зарегистрированные в странах, не входящих в ЕАЭС. Правоприменительная практика Комиссии еще не получила широкого распространения, но уже позволила обнаружить в этой сфере правовые проблемы.

Были выявлены случаи, когда действия таких компаний могли вызвать негативные последствия для конкуренции союзного рынка. Примеры подобных расследований ЕЭК уже есть, и Комиссия выносила рекомендации о приведении некоторых бизнес-практик иностранных лиц в соответствие с антимонопольными требованиями ЕАЭС. Фактически эти рекомендации имели обязательный характер. Между тем в условиях нынешнего правового регулирования у ЕЭК нет полномочий воздействовать на таких нарушителей, поскольку ее компетенция не выходит за географические границы Союза.

В российском антимонопольном законодательстве давно применяется принцип экстерриториальности: нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяются на соглашения и иные действия российских и иностранных лиц, совершенные вне РФ, которые оказывают влияние на состояние конкуренции в ней (ч. 2 ст. 3 Закона).

Представляется, что для подобных случаев и ЕЭК следует наделить полномочиями по проведению расследований и рассмотрению дел в отношении иностранных ответчиков, зарегистрированных за пределами ЕАЭС. Глобализация и интеграция бизнеса могут повлечь перенос антиконкурентных практик на трансграничные рынки Союза, а предоставление Комиссии более широких прав позволит выявлять и пресекать такие правонарушения.

Чтобы решить эту проблему, необходимо будет внести изменения в наднациональное конкурентное законодательство, в частности в Договор о ЕАЭС и Критерии отнесения рынка к трансграничным.


07 декабря 2018 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.








 

№ 6, 2018 (ноябрь-декабрь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?