Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости и события

Аналитический центр при Правительстве РФ изучил вопросы цифровизации тарифного регулирования
18 января 2019 г.

Ретейлеры подписали документ об отказе работать с производителями некачественных продуктов
18 января 2019 г.

Предлагается продавать алкоголь и табак только в специализированных магазинах
18 января 2019 г.

Андрей Цариковский рассказал о ноу-хау ФАС России при рассмотрении дел о двусторонних монополиях
18 января 2019 г.

все новости
 Самое читаемое

- Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
15877
- Правовое регулирование использования product placement в России
8153
- Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
11106
- Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
14033
- XIV деловой форум «Юридический форум России». Сессия «Антимонопольное регулирование 2018»
5129
- Что такое антимонопольный комплаенс?
12213
 Обзоры




Главная /  Главные сюжеты /  Компетенция вне границ
Компетенция вне границ


Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»
Глобальный характер бизнес-процессов и потенциальная опасность антиконкурентных действий иностранных лиц на рынках ЕАЭС диктуют необходимость расширить полномочия ЕЭК. Целесообразно наделить Комиссию правом расследовать антимонопольные дела с участием компаний, которые зарегистрированы в странах, не входящих в Союз.


Договор о ЕАЭС (подписан в Астане 29.05.2014) определяет пределы контроля ЕЭК за соблюдением антимонопольных запретов и устанавливает общие принципы и правила конкуренции, с помощью которых выявляются и пресекаются правонарушения, как совершенные на территориях стран-членов, так и отрицательно влияющие на конкуренцию на трансграничных рынках (разд. XVIII, приложение № 19).

Согласно Критериям отнесения рынков к трансграничным таковым признается рынок, чьи географические границы охватывают территории двух и более стран — членов Союза (Критерии определены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 № 29). Для разных нарушений общих правил конкуренции — таких как злоупотребление доминирующим положением, недобросовестная конкуренция и заключение антиконкурентного соглашения — выделяются дополнительные условия. Это позволяет отнести рынок к трансграничным и вынести антимонопольное разбирательство на наднациональный уровень.

Возбуждать и рассматривать дела ЕЭК вправе по нескольким основаниям: (1) если сама Комиссия обнаружила признаки нарушения, а также по результатам рассмотрения заявлений (2) от физических или юридических лиц и (3) от уполномоченных органов стран — членов ЕАЭС в сфере защиты конкуренции.

Остается открытым вопрос о полномочиях ЕЭК в случаях, когда антиконкурентные действия совершили компании, зарегистрированные в странах, не входящих в ЕАЭС. Правоприменительная практика Комиссии еще не получила широкого распространения, но уже позволила обнаружить в этой сфере правовые проблемы.

Были выявлены случаи, когда действия таких компаний могли вызвать негативные последствия для конкуренции союзного рынка. Примеры подобных расследований ЕЭК уже есть, и Комиссия выносила рекомендации о приведении некоторых бизнес-практик иностранных лиц в соответствие с антимонопольными требованиями ЕАЭС. Фактически эти рекомендации имели обязательный характер. Между тем в условиях нынешнего правового регулирования у ЕЭК нет полномочий воздействовать на таких нарушителей, поскольку ее компетенция не выходит за географические границы Союза.

В российском антимонопольном законодательстве давно применяется принцип экстерриториальности: нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяются на соглашения и иные действия российских и иностранных лиц, совершенные вне РФ, которые оказывают влияние на состояние конкуренции в ней (ч. 2 ст. 3 Закона).

Представляется, что для подобных случаев и ЕЭК следует наделить полномочиями по проведению расследований и рассмотрению дел в отношении иностранных ответчиков, зарегистрированных за пределами ЕАЭС. Глобализация и интеграция бизнеса могут повлечь перенос антиконкурентных практик на трансграничные рынки Союза, а предоставление Комиссии более широких прав позволит выявлять и пресекать такие правонарушения.

Чтобы решить эту проблему, необходимо будет внести изменения в наднациональное конкурентное законодательство, в частности в Договор о ЕАЭС и Критерии отнесения рынка к трансграничным.


07 декабря 2018 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.








 

№ 5, 2018 (сентябрь-октябрь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?