Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости и события

Анонс: 20 декабря состоится заседание Экспертного совета по иностранным инвестициям при ФАС России
18 декабря 2018 г.

«Большая тройка» сотовых операторов оштрафована на 2,2 млн руб. по делу о внутрисетевом роуминге
18 декабря 2018 г.

Суд ЕАЭС предоставил заключение по вопросу отнесения рынка к трансграничному при координации экономической деятельности
18 декабря 2018 г.

Анонс: 19 декабря состоится защита научно-исследовательской работы ЕЭК о практике привлечения к ответственности и освобождения от нее за нарушение антимонопольного законодательства ЕАЭС
18 декабря 2018 г.

все новости
 Самое читаемое

- Тенденции в антимонопольном праве США, ЕС и Китая
86
- Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
15747
- Правовое регулирование использования product placement в России
7986
- Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
13357
- XIV деловой форум «Юридический форум России». Сессия «Антимонопольное регулирование 2018»
4470
- Компетенция вне границ
164
 Обзоры




Главная /  Главные сюжеты /  Антимонопольные треки – 2018
Антимонопольные треки – 2018


Расскажем о предстоящих законодательных реформах и острых вопросах правоприменения, которые 26 октября 2018 г. обсуждались экспертным сообществом и представителями ФАС России на X ежегодной конференции газеты «Ведомости» «Антимонопольное регулирование в России».



Тарифное регулирование

Одна из реформ, над которой ФАС России работает не первый год, касается тарифного регулирования. Заместитель руководителя ведомства Сергей Пузыревский назвал главные проблемы в этой области: разрозненный нормативный массив, отсутствие четких и прозрачных процедур установления тарифов и рассмотрения тарифных споров. В результате тарифы в большинстве сфер регулируются в ручном режиме, распространена тарифная дискриминация, потребители не верят в экономическую обоснованность установленного тарифа.

Исправить ситуацию призван разрабатываемый ФАС России проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». В законе будут установлены общие правила, а особенности тарифного регулирования отдельных сфер регламентирует отраслевое законодательство.

Представители бизнеса в ходе «тарифной» сессии конференции высказали опасения, связанные с тем, что законопроектом планируется ввести в тарифное регулирование эталонный метод и регуляторный контракт.

Так, директор по взаимодействию с органами власти Т+ Дмитрий Рутенберг подчеркнул, что у метода эталонных затрат немало плюсов, но до определения эталонов регулятору предстоит сделать много шагов, чтобы их обосновать:

  • сформировать репрезентативное множество предприятий;
  • отобрать параметры сравнения для выбора эталона;
  • провести анализ финансового состояния и тарифной политики наиболее эффективно работающего предприятия;
  • рассчитать экономически обоснованный тариф на основе необходимой валовой выручки.

«И последний шаг: тем предприятиям, которые будут подлежать госрегулированию по этому методу, должны быть выданы рекомендации по выведению показателей их деятельности на уровень предприятия-эталона», – резюмировал эксперт.

Сергей Пузыревский пояснил, что ФАС России видит эталоны как главный метод тарифного регулирования, но вводить их нужно очень осторожно, важно заранее оценить все риски, выслушать и регулируемые организации, и потребителей. С точки зрения представителя ведомства, имеет смысл провести эксперимент по внедрению эталонов на определенных направлениях. С учетом этих задач, по прогнозу службы, механизм начнет полноценно работать не ранее чем через три-четыре года.

Руководитель антимонопольного направления компании «Норникель» Дарья Огневская отметила, что положения законопроекта об альтернативном методе тарифообразования – регуляторном контракте – чреваты тремя рисками.

Во-первых, заключение регуляторного контракта возможно только на уровне субъекта РФ. Это может вернуть к ручному режиму регулирования и вывести из-под действия данного инструмента газоснабжение, железные дороги, аэропорты, порты, которые находятся под прямым контролем ФАС России.

Во-вторых, неясно, как будет контролироваться регуляторный контракт, а вследствие этого может увеличиться степень усмотрения органов власти субъектов РФ.

В-третьих, непонятен механизм ответственности. В законопроекте указано, что в течение срока действия контракта размер согласованной сторонами тарифной выручки не подлежит изменению. Получается, что тарифный орган не сможет изменить тарифное решение, даже если зафиксирует факты неинвестирования денег в оговоренном объеме.

Чтобы снять обозначенные проблемы, спикер предлагает предусмотреть в законопроекте более конкретные требования к контракту.

Директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ Андрей Шаститко в продолжение дискуссии обратил внимание на проблему, связанную с долгосрочностью заключения подобных контрактов: «Каким образом будут работать механизмы адаптации к изменяющимся обстоятельствам? Как обеспечивается достоверность обязательств в первую очередь со стороны регулятора?».

Сергей Пузыревский прокомментировал, что создать исчерпывающий список требований к регуляторному контракту невозможно, поскольку это индивидуальное решение по конкретному объекту, однако базовые моменты требуют фиксации, особенно вопросы ответственности. «Но слишком зарегулировать регуляторный контракт тоже нельзя. Здесь должны быть сдерживающие механизмы», – подчеркнул он.

Экономический анализ и экономическая концентрация

Другое масштабное направление работы российского антимонопольного регулятора – пятый антимонопольный пакет. Глава ведомства Игорь Артемьев обратил особое внимание аудитории на то, что ФАС России планирует расширить палитру требований к компаниям при глобальных сделках и чаще применять структурные меры влияния наряду с поведенческими, требовать технологического трансфера, чтобы сливающиеся компании вооружали своих конкурентов в России современными технологиями.

Проектирует ФАС России и изменения в сфере контроля исполнения своих предписаний, выданных по результатам рассмотрения сделок. «Они становятся более зубастыми. Мы сможем обратиться в суд с иском о разрешении использования результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих лицу, которому выдано предписание, или даже о решении запретить оборот определенных товаров на нашей территории в случае определенных нарушений», – отметил Игорь Артемьев.

Эксперты сессии, в рамках которой обсуждалась тема экономконцентрации, поддержали четыре инициативы в этой сфере:

  • проработать критерии допустимости условия о неконкуренции в сделках и срок его действия: выпустить новое разъяснение регулятора или дополнить Разъяснения ФАС России по порядку и методике анализа соглашений о совместной деятельности от 08.08.2013;
  • увеличить срок для проведения антимонопольной службой анализа рынка при рассмотрении ходатайств о сделках;
  • сделать открытым больший объем неконфиденциальных данных, использованных при принятии ФАС России решения по сделке: мотивировочную часть решения, описание использованных методик анализа, итоги опроса потребителей и др.;
  • подготовить методику перспективного анализа сделок.

Начальник Управления контроля промышленности ФАС России Нелли Галимханова отметила, что компании могли бы предоставлять регулятору больше информации, чем предусмотрено Законом о защите конкуренции1. Это ускорило бы принятие решения по сделке и повысило бы качество проведения анализа. Она также сообщила, что ведомство готовит документ, разъясняющий порядок подачи ходатайств об одобрении сделки.

Закупочные союзы

ФАС России и поставщики считают такую форму интеграции ретейлеров, как закупочные союзы, потенциально опасной, отметила руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская. Регулятор усматривает в ней признаки нарушения ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, которая прямо запрещает заключение картельных соглашений независимо от долей их участников. Поставщики же полагают, что полученная региональными сетями после объединения рыночная власть позволит им злоупотреблять своим положением и диктовать коммерческие условия.

Эксперт считает, что снять эти опасения поможет обращение к практике Евросоюза, где закупочные союзы могут быть признаны допустимыми исходя из применения при их оценке принципа разумности (rule of reason). Для этого нужно:

  • внести изменения в ст. 13 и 27 Закона о защите конкуренции, которые бы позволили применять принцип разумности при оценке таких соглашений и предусматривали отдельный предмет для их согласования с ФАС России;
  • принять разъяснения ФАС России, которые бы подробно регламентировали механизмы юридического и экономического анализа подобных альянсов2.

Партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Илья Ищук рассказал о ходе подготовки ФАС России и Ассоциацией антимонопольных экспертов разъяснений по вопросам функционирования закупочных союзов. По его словам, на недавнем заседании Ассоциации Игорь Артемьев констатировал, что выпуска разъяснений недостаточно, требуется внести изменения в Закон о защите конкуренции. При этом в основу регулирования закупочных союзов должны быть положены семь принципов:

  • предварительное согласование с антимонопольной службой создания и существования закупочного союза;
  • недопущение возникновения доминирующих субъектов в результате создания союза;
  • ведение реестра закупочных союзов;
  • недопустимость превышения долей активов закупочного союза определенной величины.
  • наличие у союза комплаенс-программы;
  • участие компании, входящей в закупочный союз, только в одном союзе на одном рынке;
  • обязательность уведомления каждого закупочного союза о его обязанностях и рисках.

 

Подготовила
Алена Авраменко,
руководитель отдела информации журнала «Конкуренция и право»

Фото: «Ведомости», Ассоциация антимонопольных экспертов


1 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2 Подробнее см.: Соколовская Е., Гаврилов А., Сандуковская В. Будущее закупочных союзов // Конкуренция и право. 2018. № 5. С. 21–29.


28 ноября 2018 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.








 

№ 5, 2018 (сентябрь-октябрь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?