Закупка у единственного поставщика: новации контрактной системы

Версия для печати Печатать

С 1 января 2014 г. вступает в силу Закон о контрактной системе. Автор статьи обращается к анализу норм этого Закона, посвященных на первый взгляд знакомому способу заключения публичных контрактов – закупке (размещению заказа) у единственного поставщика. Рассматриваются также вопросы определения места названного вида закупки среди иных способов определения поставщиков, изменения перечня случаев возможной закупки у единственного поставщика, несоответствия некоторых положений нового закона международным обязательствам Российской Федерации. 

Вопросы терминологии

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) оперирует термином «закупка», который, хотя и широко используется на практике, ранее не имел легальной дефиниции. Согласно ст. 3 Закона о контрактной системе закупка – это совокупность действий, осуществляемых заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Она начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Это комплекс последовательных действий заказчика, нацеленных прежде всего на выбор контрагента для заключения с ним контракта.

Ранее в российском законодательстве использовались другие термины:

1) «размещение заказов на закупки у единственного источника» [1] (отметим, что такое понятие, как single-source procurement, характерно для типовых законов ЮНСИТРАЛ о закупках 1994 и 2011 г.);

2) «размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)» [2].

В обоих случаях этот способ размещения заказа отграничивался от торгов, которые предпочтительны для заключения публичных контрактов.

Верховный Суд РФ в Постановлении от 12 апреля 2012 г. № 49-АД12-3 охарактеризовал размещение заказа у единственного поставщика как исключение из общих правил размещения публичных заказов, направленное на установление разумного соотношения суммы сделки и затрат на ее заключение; цель такого исключения – оптимизировать соотношение прав субъектов и экономической целесообразности расходов, связанных с проведением конкурса.

В ст. 28 Закона о контрактной системе вводится понятие конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в противовес понятию закупки у единственного поставщика. Это противопоставление видится уместным, поскольку в число конкурентных способов входят не только торги, но также запрос котировок и запрос предложений, строго говоря, торгами не являющиеся. К конкурентным способам не стоит относить конкуренцию в том смысле, который придается этому понятию в антимонопольном законодательстве [3]. Здесь налицо конкуренция в более узком значении: соперничество между двумя и более субъектами за право заключить контракт на определенных условиях.

 

Ольга Беляева,

ведущий научный сотрудник

Института законодательства и сравнительного правоведения

при Правительстве РФ,

доктор юридических наук

 

Полную версию статьи читайте в журнале «Конкуренция и право» № 4, 2013 г.

 

Оформить подписку:

- на сайте

- по телефону +7 (495) 649 1806

- по электронной почте podpiska@cljournal.ru 



[1] См.: п. 30 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд (утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305).

[2] См.: ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

[3] См.: п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

18 июля 2013 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Вход для пользователей       Зарегистрироваться