Оцифровка закупок

Версия для печати Печатать

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 3, 2018 г.

В декабре 2017 г. после трехлетних обсуждений были внесены изменения в законодательство 1, предусматривающие электронизацию закупочного процесса, которые должны стать основой для дальнейшей цифровизации системы закупок. В будущем автоматизация уменьшит число нарушений и злоупотреблений в этой сфере, уверен заместитель руководителя ФАС России Рачик Ашотович Петросян. О том, какие шаги уже сделаны, что запланировано на ближайшее время и почему изменения можно считать положительными как для заказчиков и поставщиков, так и для антимонопольной службы, – в интервью журналу «Конкуренция и право».

 

– В чем для поставщиков основные плюсы перевода конкурентных закупок в электронную форму? Готовы ли заказчики перейти в «цифру»?

– Электронизация закупок – технологическая основа высокой конкуренции на торгах, увеличения эффективности закупочной деятельности госзаказчиков и сокращения примитивных процедурных ошибок.

Принципиальная новация заключается в том, что согласно поправкам в Закон № 44-ФЗ 2 госзакупки полностью переходят в электронную форму, а в Закон № 223-ФЗ 3 – закупки у малого и среднего бизнеса.

Формирование заявки на бумаге останется в прошлом, а вместе с ним и расходы на архаичную отправку заявок по почте или через курьера. Мы прогнозируем сокращение числа случаев, когда заявки отклоняются в связи с неправильным оформлением: сшивкой, нумерацией страниц и тому подобным.

Перевод закупок в электронный вид обеспечит анонимность подачи заявок участников и их рассмотрения заказчиками. Это станет преградой для необоснованных закупок у «своих» поставщиков, снизит коррупционные риски, а также риски сговора.

Конечно, мы понимаем, что недобросовестные участники закупочного процесса будут изобретать новые виды злоупотреблений. Недавно антимонопольная служба сообщала о таком виде нарушения, как запрограммированное искажение исходных показателей к закупаемым товарам, работам и услугам. Но мы к этому готовы – нарушения будут пресекаться быстро и безоговорочно. Добросовестные участники всегда могут рассчитывать на защиту в ФАС России своих прав и интересов.

Положения о проведении всех закупок в рамках Закона № 44-ФЗ в электронной форме вступают в силу 1 июля текущего года и могут применяться на добровольной основе. С 1 января 2019 года эта форма станет обязательной.

Для заказчика процедура частично изменится, другим станет формат документов, которые будут к нему поступать.

 

– Какие из этапов проведения конкурентных закупок будут на «ручном управлении»?

– Пока в «ручном режиме» остается оценка заявок участников, то есть присвоение баллов.

К сожалению, мы потеряли более трех лет на подготовке и многоэтапном согласовании законопроектов. Сегодня весь мир активно осваивает цифровизацию. А мы только переходим к электронному формату.

Пока закупочная система остается изолированной от рынка, недобросовестные заказчики и участники действуют, исходя из своих искаженных интересов и мотивов. С цифровизацией ситуация изменится коренным образом: сделки будут осуществляться прозрачным образом и на условиях рыночной эффективности – товары наилучшего качества станут приобретаться по наилучшей цене.

Мы идем в этом направлении. Тому примером такие проекты, как портал поставщиков правительства города Москвы, единый агрегатор торгов, разрабатываемый ГК «Ростех», и Каталог товаров, работ и услуг, структурирующий сведения о закупках, Минфина России.

 

– Поддерживаете ли Вы предложение Минфина России сократить число видов конкурсных процедур при госзакупках?

– Безусловно, полагаю целесообразным отказ от таких устаревших процедур, как запрос котировок и запрос предложений: по сути, они дублируют конкурс и аукцион в электронной форме. Кроме того, процедура конкурса с ограниченным участием может быть заменена на процедуру конкурса с дополнительными требованиями по аналогии с аукционом.

 

– Действие Закона № 223-ФЗ не распространяется, в частности, на закупки у юридических лиц, взаимозависимых с заказчиком. Эксперты видят в этом лазейку.

– Пока жалоб на такую проблему к нам не поступало. Если эта лазейка будет использоваться, мы ее закроем. При этом важно отметить, что отказ от законодательного навязывания процедур закупок внутри группы лиц нам кажется абсолютно верным шагом.

 

– В положении о закупках материнской компании могут быть установлены случаи, когда к ней возможно присоединение и других юридических лиц, не только дочерних. Помимо этого, для связанных между собой заказчиков предусмотрена возможность типового положения о закупках. Как это скажется на их эффективности?

– Что ж, такое присоединение – пример позитивной практики унификации закупочных процедур. Заказчики, присоединившиеся к положению, будут устанавливать в закупочной документации единые требования как к участникам закупок, так и к способу проведения процедуры. Это положительно повлияет на оптимизацию закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц и будет способствовать повышению открытости и прозрачности закупок.

Эти новогодние поправки мы считаем шагом вперед. Их вступление в силу позволит более четко регламентировать процедуры проведения закупок, сократит число возможных злоупотреблений заказчиков.

С закреплением перечня оснований для обжалования участники закупок отдельных видов юридических лиц смогут успешнее защищать свои права в антимонопольном органе.

 

– Были анонсированы системные разъяснения, касающиеся применения обновленного законодательства о закупках. Когда их ждать?

– Такие разъяснения выпускаются регулярно, по мере сбора и обобщения практики. Точно могу сказать, что на второй, третий и четвертый кварталы запланирован выпуск разъяснений для территориальных органов ФАС России.

 

– Какие предполагаются дальнейшие шаги по автоматизации закупочных процессов по законам № 223-ФЗ и 44-ФЗ? Планируется ли ввести механизм предупреждений?

– Мы намерены совершенствовать процедуру закупок, внедряя цифровые технологии. В частности, речь идет об общей автоматизации процессов закупки с помощью введения единых алгоритмов: стандартизированного описания объекта закупки на основе данных Каталога, планирования с дополнительным уведомлением потенциальных аккредитованных в ЕИС компаний о планируемой закупке, нормирования, выбора способа закупки, использования нормативно-правовых актов по импортозамещению, формирования извещения, документации, протоколов, проекта контракта.

Кроме того, предполагается автоматизация проверки правоспособности организаций участвовать в закупке, к примеру проверка по базам данных наличия саморегулируемых организаций.

Дальнейшая автоматизация ожидает и систему контроля закупок. Мы хотим внедрить концепцию предотвращения правонарушения вместо наказания за него. Превентивные меры всегда более эффективны: предупредить перелом может быть трудно, но это лучше, чем ходить потом в гипсе. Уже сейчас системы искусственного интеллекта в состоянии спрогнозировать наиболее вероятные риски, в том числе нарушения законодательства, что даст нам возможность их предотвратить.

 

Интервью подготовила

Оксана Бодрягина,

шеф-редактор журнала «Конкуренция и право»

 

 

О личном

Что для Вас самое сложное в работе?

В сутках всего 24 часа, а важных и интересных задач, которые должны быть решены как можно скорее, гораздо больше.

Вы совершаете непредсказуемые поступки?

Достаточно и того, что сама жизнь непредсказуема и хаотична.

Что Вас вдохновляет?

Когда то, что ты делаешь, приносит пользу, когда помог людям.

 

 

1Федеральные законы от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» и № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

29 июня 2018 г.