ГОЗ: зона ответственности ФАС России

Версия для печати Печатать

Игорь Башлаков-Николаев,
начальник Юридического управления в сфере гособоронзаказа ФАС России, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, канд. экон. наук, магистр права
Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 4, 2016 г.


С 1 января 2015 г. на ФАС России возложены полномочия по осуществлению контроля в сфере государственного оборонного заказа (далее также – ГОЗ). В рамках реализации полномочий ФАС России  по нормативному правовому регулированию в сферах, отнесенных к компетенции антимонопольного ведомства и в целях повышения эффективности контроля и надзора,  в 2015–2016 гг. была проведена большая работа по совершенствованию законодательства в сфере государственного оборонного заказа. В результате значительно изменилось правовое регулирование общественных отношений в этой сфере, выросла эффективность контроля и усилилась ответственность за правонарушения.

 

1. Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ[1]: 

В КоАП РФ были введены нормы, устанавливающие дополнительные виды ответственности за совершение административных правонарушений: 

Кроме того, установлена возможность проведения административного расследования, а также сроки давности привлечения к ответственности увеличены с двух месяцев до одного года, что обеспечило соблюдение принципа неотвратимости наказания за нарушения.

Наконец, существенно расширен круг лиц, наделенных полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в этой сфере. К ним дополнительно отнесены заместители начальников подразделений центрального аппарата ФАС России и заместители руководителей территориальных органов антимонопольного ведомства.


2. В целях обеспечения качественного выполнения заданий гособоронзаказа Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 317-ФЗ[2]были внесены поправки в Закон о ГОЗ (ч. 6.1 ст. 6). Ими установлена обязательность заключения контракта хозяйствующим субъектом, занимающим в данной сфере доминирующее положение на основании ст. 14 Закона о ГОЗ, а за отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения контракта предусмотрена административная ответственность в соответствии с новой нормой ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ.

Причем за отказ или уклонение от заключения контракта виновные лица подлежат привлечению к административной ответственности без проведения процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства непосредственно после выявления нарушения.

Помимо этого, Законом № 317-ФЗ Федеральной антимонопольной службе предоставлен доступ к сведениям, содержащимся в Единой информационной системе государственного оборонного заказа.


3. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 264-ФЗ[3]закреплен повод к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.55.2 КоАП РФ, – решение комиссии, которым установлен факт нарушения законодательства в сфере ГОЗ.

При этом срок давности привлечения к административной ответственности за такие правонарушения на основании включенных в ст. 4.5 нововведений начинает исчисляться со дня вступления в силу решения по делу о нарушении законодательства о гособоронзаказе.

Таким образом, по наиболее важным делам, связанным с нарушением порядка ценообразования, которые ведут к необоснованному завышению цен в сфере ГОЗ, виновные лица будут привлекаться к административной ответственности после вынесения решения комиссией антимонопольного органа, а органы прокуратуры не смогут возбуждать дела по ст. 14.55.2 КоАП РФ.


4. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 318-ФЗ[4]введена административная ответственность в виде дисквалификации должностного лица за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания или требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю в сфере ГОЗ, либо его территориального органа (ч. 7.3 ст. 19.5 КоАП РФ).

Напомним, что невыполнение в установленный срок законного предписания или требования влечет административную ответственность для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб.; для юридических лиц – от 300 до 500 тыс. руб. (ч. 7.1 ст. 19.5 КоАП РФ).


5. Для того чтобы привести функции ФАС России в соответствие с решениями Президента РФ и Правительства РФ по совершенствованию контроля в сфере ГОЗ, был подготовлен и направлен в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 23.82 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Этим документом из полномочий Федеральной антимонопольной службы исключаются вопросы привлечения к административной ответственности по ст. 14.43, 14.44 КоАП РФ.

Необходимость принятия законопроекта обосновывается экономической направленностью контрольно-надзорной деятельности антимонопольного ведомства, а также тем, что оно не является органом, уполномоченным осуществлять контроль в сфере технического регулирования и соблюдения требований техрегламентов. Эти функции ФАС России переданы не были.


6. Подготовлен, одобрен Правительством РФ и направлен в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Им предлагается ввести ответственность уполномоченных банков за нарушение установленного порядка сопровождения банковских операций по отдельным счетам, предназначенным для обеспечения оплаты в интересах головных исполнителей (исполнителей) государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ. Проектируемой ст. 15.40.1 КоАП РФ предусматривается ответственность должностных лиц уполномоченных банков за нарушение прав и законных интересов головных исполнителей и исполнителей при осуществлении платежей.


7. Разрабатываются и приводятся в соответствие с новой редакцией Закона о ГОЗ ведомственные нормативные правовые акты.

Приказом ФАС России от 23 июля 2015 г. № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» определен перечень территориальных органов, осуществляющих функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

В целях реализации полномочий, установленных подп. «б», «в» п. 8 ч. 1 ст. 15.3 Закона о ГОЗ изданы и после регистрации в Минюсте России в июне 2016 г. вступили в силу: 

Эти документы подробно определяют права и обязанности должностных лиц контролирующего органа и проверяемого лица, состав, сроки и последовательность проведения действий контролирующего органа по осуществлению государственного контроля (надзора), а также порядок взаимодействия контролирующего органа с юридическими лицами, иными органами государственной власти, учреждениями и организациями при проведении проверок. В них описана процедура получения информации заинтересованными лицами, сроки рассмотрения заявления и материалов дела, определены последовательность и сроки выполнения процедур рассмотрения дел, приведены формы документов, составляемые при осуществлении контроля (надзора) и др.

Во исполнение Плана-графика подготовки актов федеральных органов исполнительной власти и организаций, необходимых для реализации норм Закона № 159-ФЗ, разработаны: 

В целом комплекс нормотворческих инициатив вносит большой вклад в адвокатирование антимонопольного регулирования в сфере государственного оборонного заказа, способствует повышению эффективности защиты прав и законных интересов предпринимательства и государства.



[1] Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и статью 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 317-ФЗ).

[3] Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 318-ФЗ).

[5] Утв. соответственно приказами ФАС России от 2 декабря 2015 г. № 1197/15 и от 15 марта 2016 г. № 240/16.

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

25 августа 2016 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Вход для пользователей       Зарегистрироваться