В июньском календаре Госдумы значится подготовленный ФАС России проект закона с поправками в ст. 178 Уголовного кодекса РФ. Под занавес весенней сессии законопроекту предстоит пройти 18 июня первое чтение. Поправки, которые, напомним, поступили на рассмотрение нижней палаты в середине апреля, касаются, в частности, ч. 1 и п. 3 примечаний к ст. 178 УК РФ о недопущении, ограничении или устранении конкуренции.
Проект, как поясняют его авторы, уточняет описание состава преступления, предусмотренного этой статьей, конкретизирует порядок освобождения от уголовной ответственности лица, содействующего раскрытию такого преступления. Принятие поправок, уверены они, будет способствовать привлечению лиц, совершивших преступления в сфере экономики, к уголовной ответственности, исключая необоснованное уголовное преследование, что в свою очередь обеспечит защиту добросовестной конкуренции на рынках Российской Федерации.
После появления в СМИ комментариев о негативном изменении законодательных подходов к вопросам уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, ФАС России выпустила специальные разъяснения по проекту.
Так, оппоненты инициативы указывают, что законопроект предлагает привлекать к уголовной ответственности уже за сам факт заключения картеля или неоднократного злоупотребления доминирующим положением, независимо от наступления последствий для конкуренции от совершения данных действий. По мнению ФАС, подобное замечание не соответствует тексту законопроекта, и формального привлечения к уголовной ответственности предлагаемый проект не предполагает.
Критики подверглась и предлагаемая законопроектом норма, освобождающая от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление и первым сообщившее о нем (п. 3 примечаний к ст. 178 УК РФ). Представители бизнеса опасаются, что существует реальный риск злоупотребления недобросовестными предпринимателями такой возможностью и ее использования в целях устранения с рынка своих конкурентов. Авторы же проекта считают, что опасность недобросовестного применения программы освобождения от ответственности участника картеля исключается сложившейся практикой правоприменения.
Есть замечания к предлагаемой норме и у Правового управления ГД, в заключении которого говорится, что данное предложение нуждается в дополнительном обсуждении и обосновании, поскольку сообщение разными лицами о совершенном преступлении может произойти в различных регионах страны (9 часовых зон) и в различные правоохранительные органы. Кроме того, отмечается, что освобождение от уголовной ответственности в зависимости от очередности сообщения лицом о совершенном преступлении не предусмотрено ни одной из статей Особенной части УК РФ, в том числе статьями главы 22 «Преступления в сфере экономической деятельности».
В каком виде поправки в ст. 178 УК РФ будут приняты окончательно, мы узнаем уже, скорее всего, осенью, когда законопроект будет проходить ключевое второе думское чтение.