Рассказываем о недавних решениях ФАС России, УФАС и судов по делам о нарушениях Закона о рекламе.
ФАС России оштрафовала ООО «ПРОМОМЕД ДМ» за гарантию эффективности препарата
АО «Фармстандарт» пожаловалось на рекламу лекарственного препарата «АМБЕНЕ БИО».
Рекламодатель гарантировал потребителям эффективность лекарства и положительный результат от его применения при лечении остеоартрита.
Поскольку такие гарантии противоречат положениям Закона о рекламе, ФАС России признала рекламу ненадлежащей и оштрафовала ООО «ПРОМОМЕД ДМ» на 200 тыс. руб.
Свердловское УФАС России признало незаконной рекламную рассылку для целевой аудитории
Компания «БКС» направила на электронную почту гражданина сообщения о кешбэке за покупки, а также о возможности вложиться в ПИФ без брокерского счета.
По мнению Свердловского УФАС России, сообщения содержали все признаки рекламы. Поскольку предварительного согласия на получение рекламы гражданин не давал, УФАС признало рассылку незаконной по ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, компании «БКС» назначили штраф в размере 100 тыс. руб.
Компания обжаловала решение антимонопольного органа в суде. В частности, заявитель указывал на отправление сообщений только целевой аудитории, которая не является неопределенным кругом лиц.
Суд поддержал выводы УФАС и пояснил: в зависимости от целей рекламы круг ее адресатов бывает широким или узким. Обособление круга лиц, которым информация направляется персонально (в том числе путем указания имени и отчества потенциального адресата сообщения), не имеет значения в вопросах квалификации признаков рекламы (дело № А60-12264/2023).
Московское УФАС России наказало за спам о скидке в магазине
Гражданин пожаловался на смс-спам о скидке в магазине. Он не давал согласия на получение таких сообщений.
Московское УФАС России установило, что распространением рекламы занималась цепочка лиц: ПАО «ВымпелКом», ООО «СЕВЕНТЕХ», ООО «СМС Трафик», ООО «Мобайл Парк», ПАО «МТС», ООО «Атлантик Сервис». Рекламное сообщение передавалось от инициатора рассылки до оператора связи, который и доставил смс абоненту. Все участники знали, что предоставляемые ими услуги будут использоваться, в том числе, для распространения рекламы; а отсутствие посредников, предоставляющих доступ к программам по отправке сообщений, сделает рассылку невозможной.
УФАС вынесло решение о нарушении ст. 18 Закона о рекламе в действиях каждого лица и выдало им предписания. Кроме того, на организации наложили административный штраф на общую сумму 1,2 млн руб.
Суд поддержал позицию антимонопольного органа (дело № А40-223198/2022).
Хакасское УФАС России напомнило, что не стоит манипулировать шрифтами
В Усть-Абакане был размещен баннер с рекламой финансовых услуг.
Хакасское УФАС России усмотрело несколько нарушений закона: использование нечитаемого шрифта, отсутствие существенных условий - суммы и срока акции.
Однако рекламодатель полагал, что текст читаем, а Закон о рекламе не устанавливает размер шрифта, который следует использовать на баннере.
Эти доводы в УФАС опровергли. В Законе четко указано: при рекламировании финансовых услуг необходимо указывать все условия займа. Недопустимо крупным шрифтом рекламировать привлекательные условия кредитования, а мелким – остальные, не менее существенные. За это нарушение компании грозит штраф – от 100 тыс. руб.
Другие выпуски дайджеста доступны здесь.