Дайджест решений по ст. 15 Закона о защите конкуренции

Версия для печати Печатать

Рассказываем о недавних решениях УФАС и судов, вынесенных по ст. 15 Закона о защите конкуренции, которая запрещает ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти.

Шестой арбитражный апелляционный суд признал законным предупреждение, выданное Хабаровским УФАС России Управлению инвестиционного развития администрации города Хабаровска в связи с отказом от проведения торгов.

Администрация отклонила заявки всех участников и заключила концессионное соглашение с юридическим лицом в обход конкурсных процедур при продаже объекта коммунальной инфраструктуры – производственно-погрузочного комплекса по обеспечению потребителей углем.

В связи с неисполнением предупреждения против управления возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

Арбитражный суд Хабаровского края признал законным предупреждение, которое Хабаровское УФАС России выдало Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре из-за передачи МУП «Специализированный комбинат коммунального обслуживания» полномочий по отводу и контрольным замерам могил для захоронения, осуществлению контрольно-пропускного режима на кладбище.

УФАС установило нарушения в действиях управления и выдало предупреждение о необходимости внести изменения в документацию. МУП оспорило предупреждение в суде.

Арбитраж подтвердил, что специализированная организация по вопросам похоронного дела не может быть наделена полномочиями органа местного самоуправления по отведению земельного участка для захоронения и выдаче пропусков на въезд на территорию кладбища.

 

Арбитражный суд Республики Карелия поддержал позицию Карельского УФАС России о недопустимости предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения без проведения торгов.

Хозсубъект сообщил УФАС о нарушении собственником участка (госимущество) антимонопольного законодательства при предоставлении мер господдержки. Участок предоставили акционерному обществу без проведения торгов на основании договора аренды. Сообщение об этом не было опубликовано в порядке, предусмотренном ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, поэтому иные хозсубъекты не смогли направить заявки на получение участка.

Управление установило в действиях уполномоченного органа нарушение порядка заключения договора аренды земельного участка (ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции).

Собственник земли не согласился с решением УФАС и оспорил его в суде. Арбитраж подтвердил, что публикация информационного сообщения о предоставлении земельных участков, а равно проведение торгов по их продаже или передаче в аренду направлены на выявление наличия потенциальных претендентов на передаваемые государственные (муниципальные) участки. Это способствует обеспечению равных возможностей гражданам и юрлицам при приобретении госимущества.

Такой способ предоставления участков отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, закрепленному в подп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

 

Арбитражный суд Красноярского края счел обоснованным предупреждение, выданное Красноярским УФАС России Минэкологии Красноярского края.

В октябре 2022 г. министерство заключило с ООО «Инжиниринг» концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию мусоросортировочного комплекса на территории Левобережной технологической зоны Красноярского края.

В 2020 г. «Инжиниринг» предложил министерству заключить соглашение, после чего стороны вели длительные переговоры о его условиях. В результате Минэкологии Красноярского края опубликовало проект соглашения на официальном сайте торгов в целях приема заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение соглашения.

С условиями проекта не согласилось ООО «МСК „Юго-Запад“», которое обратилось с заявлением в УФАС.

УФАС установило, что условия проекта соглашения не отвечают нормам законодательства, возлагают на потенциального концессионера не предусмотренные законом требования. В частности, именно на концессионера, а не на концедента, как требует законодательство, возложена обязанность поиска и приобретения земельного участка.

По условиям соглашения концессионер обязан в течение 20 рабочих дней с даты заключения соглашения приобрести участок площадью не менее 6 га с определенной проектом соглашения категорией земель и территориальной зоной для создания объекта соглашения и эксплуатации с последующей передачей прав концеденту.

Условиям соглашения отвечают только четыре участка, два из которых приобретены в собственность «Инжинирингом», а остальные находятся в собственности иного лица. С учетом этого УФАС пришло к выводу, что для лица, не обладающего правами на соответствующий участок, условия соглашения неисполнимы, приводят к ограничению доступа к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения иным хозсубъектам – потенциальным участникам процедуры заключения соглашения, создают необоснованные преимущества «Инжинирингу».

Министерству выдано предупреждение об устранении признаков нарушения п. 2 и 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем принятия мер по расторжению заключенного с «Инжинирингом» соглашения.

Минэкологии Красноярского края обжаловало предупреждение в суде.

 

Мордовское УФАС России выдало предписание Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия из-за нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В рамках проведения плановой проверки УФАС выявило, что на территории района установлены и эксплуатируются рекламные конструкции без соответствующих разрешений. Администрации выдано предупреждение, которое не было исполнено.

В отношении администрации было возбуждено антимонопольное дело. Своим бездействием она создала преимущество отдельным владельцам рекламных конструкций на рынке наружной рекламы.

Нарушение могло ограничить конкуренцию на товарном рынке распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций в границах муниципального района.

 

Тверское УФАС России по результатам рассмотрения заявлений ООО «Радиан» установило в действиях Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (ГУ РЭК) признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Комиссия необоснованно препятствовала деятельности «Радиана» путем непринятия мер по открытию тарифного дела об установлении тарифа на производство и передачу теплоэнергии потребителям города Кувшиново.

УФАС выдало ГУ РЭК предупреждение.

Другие выпуски дайджеста доступны здесь.

Журнал «Конкуренция и право»

30 мая 2023 г.