«Опора России» направила регуляторам концепцию недискриминационного доступа к услугам цифровых платформ

Версия для печати Печатать

Неконтролируемый рост цифровых экосистем чреват дискриминацией их действующих и потенциальных пользователей и давлением на ценовую политику поставщиков товаров на маркетплейсы. О таких рисках деловое объединение «Опора России» предупредило Минэкономразвития России, Минпромторг России и Банк России, сообщают «Ведомости». Речь идет как о российских, так и о зарубежных платформах (Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «Сбермегамаркет», AliExpress, eBay и т. п.), уточнил вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников.

Чтобы платформа не диктовала своим участникам ценообразование и не давала необоснованный приоритет определенным магазинам или брендам в поисковой выдаче, необходимо определить на законодательном уровне конкретные правила игры, сообщается в обращении объединения. «Опора России» подготовила концепцию условий недискриминационного доступа к услугам цифровых платформ для их участников – пользователей, продавцов, исполнителей работ. Концепция также предложена властям – документ адресован заместителю министра экономического развития Владиславу Федулову, заместителю министра промышленности и торговли Виктору Евтухову и председателю Банка России Эльвире Набиуллиной.

Предполагается, что контролировать соблюдение правил недискриминационного доступа будет ФАС России. По плану «Опоры России» первичной мерой реагирования будет выдача предупреждения об устранении нарушения правил. В случае отказа или игнорирования предупреждения на платформы должен быть наложен штраф. Для участников, занимающих доминирующее положение на рынке, может быть предусмотрено возбуждение антимонопольного дела и, как следствие, применение оборотного штрафа. Для других онлайн-платформ предлагается установить фиксированный штраф от 500 тыс. до 1 млн руб.

Правила недискриминационного доступа позволят предпринимателям оперативно и в досудебном порядке защитить себя от действий цифровых платформ, пояснил Кожевников. По его мнению, ФАС, Минэкономразвития и Минпромторг России должны делать более решительные шаги по защите производителей в связи с экспансией цифровых платформ на все товарные рынки, которые обслуживают все потребности потребителя. Нужны четкие правила игры, иначе предприниматели и потребители могут попасть в цифровое рабство. Регулировать ситуацию на этой стадии будет гораздо сложнее и болезненнее для всех участников рынка, резюмировал он.

«Опора России» предлагает в числе прочего:

ФАС России приветствует желание участников рынка действовать в соответствии с правилами разумности и добросовестности для обеспечения развития конкуренции и удовлетворения потребностей пользователей, заявили в службе. Но необходимо иметь в виду, что положения Закона о защите конкуренции распространяются абсолютно на всех, в том числе на маркетплейсы и агрегаторы. «Наша правоприменительная практика (в частности, дело Booking) свидетельствует о том, что действующие механизмы позволяют пресекать недобросовестные практики», – уточнили в ФАС России.

Так или иначе, учитывая цифровизацию экономики, служба планирует адаптировать законодательство к современным реалиям – такие изменения предусмотрены в пятом антимонопольном пакете, резюмировали в ФАС России.

22 октября 2021 г.