Борис Титов: законопроекты ФАС России могут привести к росту числа дел об ограничении конкуренции

Версия для печати Печатать
Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов направил председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину обращение с просьбой проработать проблемные вопросы законопроектов ФАС России «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ» и «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и отдельные законодательные акты РФ (в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий)». В частности, бизнес-омбудсмен считает, что предлагаемые поправки могут привести к росту уголовных дел, уточняет ТАСС.

В письме Мишустину Титов отмечает, что законопроекты несут «существенные риски необоснованного ограничения прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности». Так, одним законопроектом предлагается значительно расширить полномочия антимонопольного органа, в том числе по производству выемки и изъятиям документов, которые теперь смогут сравниться с полномочиями правоохранительных органов. «Принимая во внимание недавно внесенные президентом и принятые поправки в уголовно-процессуальный закон, предусматривающие защиту от необоснованного применения мер, которые могут привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, такой карт-бланш для ФАС представляется неоправданным», – добавил бизнес-омбудсмен.

Вторым законопроектом предлагается скорректировать сам состав ст. 178 УК РФ, что может привести к неоднозначному толкованию при правоприменении. Также ФАС России предлагает изменить толкование дохода в данной статье, приравняв его к выручке всех участников картеля. Такой подход противоречит правовой позиции и разъяснениям, сформированным Президиумом Верховного Суда РФ, в соответствии с которыми под доходом, подлежащим взысканию в федеральный бюджет с лица, чьи действия признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией, следует понимать доход, полученный от таких противоправных действий (бездействия).

Согласно пояснительной записке к законопроекту ФАС России, количество юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за картельные соглашения, в последние годы колеблется от 1200–1800 ежегодно. Уголовные дела и приговоры по ст. 178 УК РФ почти отсутствуют. «Поскольку именно размер ущерба в настоящее время отделяет преступление от административного правонарушения, новая трактовка приведет в тому, что под уголовную ответственность попадут сотни предпринимателей, при этом порог крупного и особо крупного дохода будет преодолеваться намного проще, а это уже тяжкое преступление со сроком до шести лет лишения свободы», – отмечает Титов.

«Принимая во внимание вышеизложенное, буду признателен за поручение о проработке проблемных вопросов данных законопроектов на уровне Правительства РФ и ответственных федеральных органов исполнительной власти во избежание принятия норм законодательства, допускающих неоднозначное толкование, в целях формирования нормативного регулирования, повышающего эффективность борьбы с картельными сделками и одновременно не ущемляющего права и законные интересы добросовестных субъектов предпринимательской деятельности», – заключил Титов.

Подробнее о положениях законопроектов, вошедших в антикартельный пакет, мы писали здесь.

Читайте также: «Комитет Совета Федерации не поддержал расширение полномочий ФАС России по борьбе с картелями».

10 февраля 2020 г.