Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 6, 2023
Методы нарушителей антимонопольного законодательства становятся все более изощренными, но и ФАС России подходит к делу расследования картелей новаторски. Против цифровых ухищрений — спецпрограммы, против международных серых схем — совместная работа конкурентных ведомств разных стран. Обмен опытом и передовыми практиками в ЕАЭС, СНГ и БРИКС, предложения по улучшению взаимодействия для борьбы с нарушениями стали ключевыми темами IV Евразийского форума по картелям, который прошел 5 октября 2023 г. в НИУ ВШЭ. Соорганизаторами мероприятия выступили ФАС России, Международный центр конкурентного права и политики БРИКС, НИУ ВШЭ и Евразийский альянс антимонопольных экспертов. Знакомим вас с основными тезисами.
Форум — одна из ведущих площадок для развития сотрудничества между антимонопольными регуляторами стран евразийской пятерки. В этом году мероприятие было посвящено расследованию картелей в государствах ЕАЭС и БРИКС.
Помимо России участие приняли представители Казахстана, Армении, Белоруссии, Киргизии, а также впервые ЮАР, Мьянмы, Ирана, Египта, Китая, Бразилии, Филиппин и Таиланда.
Модератором официального открытия форума стал директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС Алексей Иванов. С приветственным словом обратился руководитель ФАС России Максим Шаскольский, отметивший, что сотрудничество конкурентных ведомств стимулирует создание новых механизмов борьбы с картелями.
Глава российского антимонопольного ведомства указал, что, по оценкам научного сообщества, в России ущерб от картелей только в сфере государственных и муниципальных закупок достигает 2% ВВП в год, а средний размер ущерба от соглашений на торгах — 20–22% от начальной цены контракта. Для усиления работы по противодействию картелям ФАС России выделяет следующие ключевые направления:
Как отметил Максим Шаскольский, межведомственная программа (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.06.2019 № 1314-р), объединившая усилия антимонопольного, правоохранительных органов, органов прокуратуры и финансового контроля в борьбе с антиконкурентными практиками, доказала свою эффективность, а накопленный Россией опыт может быть применен и в других странах.
В настоящее время разрабатывается новая концепция программы на 2024–2028 гг. Она будет направлена на реализацию государственной политики по противодействию экономическим преступлениям и профилактике коррупции при проведении торгов. В числе прочего программа предусматривает расширение формата форума в 2025 и 2027 гг.: участвовать в нем будут государства не только ЕАЭС, но и БРИКС, в том числе новые члены объединения.
Научно-практическая часть мероприятия включала четыре сессии. Тема первой была заявлена как «Ответственность за картели: стимул для сотрудничества или избыточное давление?». Старт дискуссии дал начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Григорий Радионов.
Начальник Контрольно-финансового управления ФАС России Антон Тесленко выступил с докладом «Антикартельная повестка — 2023: тренды и перспективы». В частности, он затронул вопросы взаимодействия антимонопольного органа и правоохранителей, работы программы смягчения ответственности, синхронизации запретов в едином экономическом пространстве ЕАЭС.
На сессии «Цифровизация: пресечение или предупреждение» прозвучал доклад Олега Дубкова, заместителя начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России. Спикер освещал тему «Цифровые инструменты в доказывании антиконкурентных соглашений».
В частности, он отметил, что, идя в ногу со временем, нарушители активно используют информационные технологии, чтобы заключать, реализовывать и скрывать антиконкурентные договоренности.
В практике Федеральной антимонопольной службы России участились случаи, когда применяются VPN-программы для маскировки использования единой инфраструктуры, а также аукционные роботы, с помощью которых происходит автоматическая подача ценовых предложений от имени участника закупочной процедуры по заданному им алгоритму.
Антимонопольные органы также выявляли случаи создания специализированных чат-ботов в популярных мессенджерах, основная задача которых «объединить» участников госзакупок, желающих заключить антиконкурентное соглашение.
Еще один вызов, с которым служба сталкивается в последнее время, — шифрование данных. Это выяснилось при проведении внеплановых выездных проверок в офисах компаний и работе с цифровыми устройствами.
Однако и ФАС России активно применяет диджитал-инструменты выявления сговоров. Так, сговор заказчика торгов с конкретным подрядчиком неоднократно обнаруживали благодаря онлайн-картам, спутниковым снимкам территории, на которой должны были проводиться строительные работы. При помощи таких инструментов фиксировалось начало строительства и благоустройства социально значимых объектов до момента определения поставщика по соответствующей закупке.
Сейчас ведомство работает над развитием информационной системы с проектным наименованием АИС «Антикартель» версии 2.0. Реализация этого проекта позволит осуществить полноценную цифровую трансформацию процесса выявления картелей и иных антиконкурентных соглашений, сбора и формирования доказательств, обеспечит возможность проведения картельных расследований в режиме одного окна на рабочем компьютере сотрудника антимонопольного органа.
В ходе сессии также выступила Елена Беликова, начальник Управления по контролю в сфере контрактных отношений Федерального казначейства.
Доклад «Предотвращение нарушений антимонопольного законодательства в эпоху больших данных: тенденции и новые механизмы в России и за рубежом» представила главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская.
Она отметила, что перевод торгов в электронную форму привел к образованию нового типа картелей — электронных. Например, часто нарушения совершаются с использованием аукционных роботов и ценовых алгоритмов.
Спикер подробно рассказала, какие инструменты по борьбе с картелями стоит развивать в России. По ее словам, превентивных мер, используемых бизнесом для самопроверки риска участия в картельном соглашении, становится недостаточно. «Давно обсуждается возможность реализации такого функционала на базе АИС „Антикартель“, однако вопрос пока остается открытым», — отметила она.
Еще один инструмент для предотвращения нарушений — механизм предупреждения антимонопольных рисков. Организовать эту систему вправе любая компания. Как показывает практика, с каждым годом желающих становится все больше. Елена Соколовская отметила, что многие элементы комплаенса можно автоматизировать: например, систему проверки электронной почты, официальной переписки с контрагентами и госорганами, информации о контрагентах, процедуру электронного согласования договоров и пр.
Кроме того, в выступлении была затронута тема LegalTech и его роли в предотвращении нарушений законодательства о защите конкуренции. Существует целый ряд информационно-аналитических платформ по выявлению рисков, которые могут оценивать благонадежность контрагентов, проводить HR-скоринг, анализ закупок и пр. Есть и узкопрофильные программы, разработанные для решения конкретных задач.
Большим потенциалом в сфере антимонопольного регулирования обладает искусственный интеллект. Елена Соколовская рассказала о сервисе «Правосудие онлайн», который сейчас находится в процессе разработки. В него будут встроены инструменты, позволяющие определить подсудность дела, рассчитать и уплатить госпошлину, а также получить стандартные формы исковых требований. «Но нынешняя стадия развития искусственного интеллекта не позволяет полностью заменить человека, и работа возможна только под чутким руководством юриста», — обратила внимание спикер.
На сессии «Решение Конституционного Суда: точка или многоточие?» Марьяна Матяшевская, начальник Правового управления ФАС России, рассказала о правоприменительной практике ведомства в контексте решений КС РФ, а заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Клара Батанова — о роли экономического анализа в доказывании стратегии поведения участников торгов. Было отмечено, что пассивное поведение не говорит о недобросовестности, если его целью не является ограничение конкуренции.
В случае неподачи ценового предложения или при минимальном снижении цены проводится:
На сессии «Антикартельная политика в странах ЕАЭС: интеграция или дифференциация?» выступил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов.
Спикер отметил, что проблематика трансграничных картелей обусловлена глобализацией экономики и, как следствие, ростом числа недобросовестных практик транснациональных корпораций. Такие нарушения характеризуются продолжительностью, затрагивают наиболее важные социально значимые сектора экономики и наносят ущерб сразу нескольким странам.
Таким образом, в целях их успешного расследования необходимо укреплять международное сотрудничество, координировать правоприменение и оптимизировать ресурсы.
Важно также совершенствовать систему борьбы с трансграничными картелями. В связи с этим сегодня проводится работа по созданию универсальных стандартов международного сотрудничества при их расследовании.
Выделяют и другие методы по повышению эффективности пресечения такого вида нарушений. Например, развитие взаимодействия с антимонопольными органами зарубежных стран и наличие необходимой правовой базы, позволяющей осуществлять такое сотрудничество. К таким документам можно отнести межправительственные соглашения, программы сотрудничества и меморандумы о взаимодействии.
Кроме того, среди ключевых методов выявления картелей во всем мире — программа смягчения ответственности для участников соглашения. Это один из наиболее эффективных инструментов получения информации и сбора доказательств существования картеля.
Алексей Сушкевич, директор Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК обратил внимание, что компетенции конкурентных ведомств разных государств очень различаются, что усложняет координацию между ними: «Кто-то может проводить „рейды на рассвете“, кто-то не может, кто-то вообще не выходит из офиса, только запрашивает информацию по телефону, кто-то, чтобы провести проверку, должен отмечаться в прокуратуре и планировать все за год. Можете себе представить эффективность таких рейдов в пяти странах одновременно по поручению ЕЭК, когда только два–три месяца мы будем обо всем договариваться».
Заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Алина Семенова рассказала о наиболее оптимальном варианте сотрудничества антикартельных подразделений антимонопольных регуляторов стран ЕАЭС и БРИКС: «Именно живое общение позволяет лучше понять друг друга, найти точки соприкосновения и детально погрузиться в методику проведения расследования в каждой из стран, перенять практический опыт и использовать его как в национальных расследованиях, так и при реализации своих полномочий по пресечению антиконкурентных практик на международном уровне».
При подготовке использованы материалы сайтов ФАС России и Антимонопольного центра БРИКС.
Все фото предоставлены ФАС России.