ПМЮФ-2022: антимонопольные акценты

Версия для печати Печатать

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 4, 2022 г.

29 июня – 1 июля 2022 г. состоялся X Петербургский международный юридический форум. Одно из ключевых мест в программе мероприятия традиционно заняли вопросы развития конкуренции. Мы собрали самые значимые тезисы спикеров ПМЮФ-2022 об антимонопольном регулировании, о новых подходах контролирующих органов и совершенствовании законодательства об отраслевых торгах.

 

29 июня на юбилейном форуме прошла сессия «Антимонопольное регулирование и поддержка экономики в современных условиях». Введение механизма параллельного импорта как временной меры поддержки и его дальнейшая судьба в России, снижение административной нагрузки на бизнес, основные нарушения на трансграничных рынках Евразийского экономического союза – эти и другие темы обсудили участники дискуссии.

Модератор сессии статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский рассказал об основных векторах работы антимонопольного ведомства в текущей ситуации. Так, продолжает снижаться административная нагрузка на бизнес, в том числе благодаря минимизации контрольных мероприятий. По словам спикера, ведомство не отказывается от долгосрочной перспективы, что антимонопольный контроль вернется в прежнем объеме, но сейчас важно помочь бизнесу пройти период турбулентности. «Субъекты, не имеющие рыночной власти, не должны испытывать антимонопольное давление», – подчеркнул Сергей Пузыревский.

Представитель ФАС России сообщил, что служба подготовила оптимизационный антимонопольный пакет, направленный на поддержку бизнеса. Речь идет, в частности, об упрощении в 2022 г. контроля за сделками экономической концентрации, порядка предоставления государственных или муниципальных преференций в отдельных случаях, а также о работе по легализации параллельного импорта. Кроме того, Правительство РФ одобрило подготовленный ФАС России проект пятого антимонопольного пакета, который направлен на то, чтобы пресекать злоупотребления цифровыми платформами доминирующим положением.

Тема параллельного импорта, уточнил Сергей Пузыревский, не нова. Однако именно сейчас он стал реальностью, и в нынешней ситуации это элемент объективной необходимости для отдельных отраслей. Спикер отметил, что ФАС России всегда поддерживала концепцию использования параллельного импорта, а антироссийские санкции выступили триггером для ускорения этого процесса. Вместе с тем пока параллельный импорт заявляется как временная мера.

Первый заместитель Председателя Центрального банка РФ Владимир Чистюхин подчеркнул, как важно поддерживать бизнес в условиях жестких санкций. «Мы приветствуем решение ФАС России ввести уведомительный порядок согласования сделок при приобретении активов компаний стоимостью от 800 миллионов до 2 миллиардов рублей, – рассказал он. – Эта мера поможет быстрее реструктуризировать бизнес, в том числе участникам финансового рынка».

При этом, по мнению Владимира Чистюхина, данный механизм должен иметь временный, а не постоянный характер.

Директор Департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии Алексей Сушкевич отметил, что ни пандемия, ни нынешняя ситуация не сказались на количестве антимонопольных расследований на общем рынке ЕАЭС.

Представитель наднационального регулятора выделил три основных антиконкурентных практики.

1. Сегментация рынка посредством договоренностей его участников.

По словам спикера, многие крупные компании продолжают делить рынок по территориальному признаку.

2. Злоупотребление доминирующим положением.

Выступающий подчеркнул, что расследованию этих нарушений препятствует ограниченность полномочий ЕЭК. Но помогают механизмы «мягкого» регулирования, например выдача предупреждений.

3. Недобросовестная конкуренция.

Бóльшая часть нарушений по этой категории дел – незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД). Основная проблема в расследовании и пресечении таких нарушений в том, что в ЕАЭС отсутствует наднациональное законодательство по регулированию регистрации, оборота, охраны объектов РИД. Эти дела комиссия также успешно разрешает с помощью механизма «мягкого» регулирования, заверил Алексей Сушкевич.

Далее спикер обозначил задачи, которые сейчас наиболее остро стоят перед ЕЭК.

1. Увеличение срока, в течение которого лицо может быть привлечено к ответственности за совершение нарушения на трансграничном рынке. Сейчас – три года. «В Евросоюзе этот срок в два раза больше. Нам необходимо увеличить его минимум до шести лет», – считает докладчик.

2. Точное разграничение компетенций ЕЭК и национальных антимонопольных органов.

3. Расширение полномочий комиссии в отношении иностранных компаний, зарегистрированных за пределами ЕАЭС.

Подводя итоги сессии, участники выразили надежду, что принимаемые меры не только позволят преодолеть нынешний кризис, но и создадут дополнительные стимулы для будущего развития бизнеса.

 

30 июня на полях форума состоялась сессия «Совершенствование законодательства и государственного регулирования торгов, обязательных в силу закона: российский и мировой опыт».

Модератор мероприятия заместитель руководителя ФАС России Геннадий Магазинов констатировал, что отраслевым торгам не хватает единообразия. Одновременно действуют около 50 процедур, закрепленных нормативными правовыми актами разных уровней и степеней детализации. Это могут быть кодексы (например, Земельный, Лесной и Водный) или отраслевые законы (об охоте, исполнительном производстве, о недрах, рыболовстве, приватизации и др.), Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, регулирует торги по владению и пользованию государственным и муниципальным имуществом), подзаконные акты или смешанный вариант кодификации.

Представитель антимонопольного ведомства отметил, что в некоторых областях все еще преобладают бумажные (молоточные) торги, давно назрела необходимость перевести все процессы в электронную форму.

Поскольку у многих процедур нет отраслевой специфики, ФАС России предложила закрепить эти общие положения в Законе о защите конкуренции. Служба изучила соответствующий законодательный корпус и обсудила с профильными ФОИВами, какие именно нормы следует установить в этом законе, а какие – в отраслевом регулировании.

В итоге решено закрепить в Законе о защите конкуренции порядок формирования конкурсной комиссии, порядок и требования к формированию извещения, к заявкам участников, процедурным моментам, порядок заключения договоров по итогам торгов и др. В отраслевой блок войдут специальные требования к участникам торгов, порядок определения лотов, начальной цены и т. д.

В июне 2022 г. проект федерального закона о едином порядке проведения имущественных торгов внесен в Правительство РФ, сообщил модератор. Служба рассчитывает, что новые правила вступят в силу в сентябре 2023 г.

Заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе привела статистику, иллюстрирующую утверждения представителя антимонопольного ведомства: в России 65 видов торгов по реализации госимущества, из них 22 проводятся в электронной форме и только по 11 видам предусмотрено также заключение договора в электронной форме.

Как подчеркнула спикер, помимо того, что отсутствует унификация порядка проведения торгов, в числе основных проблем сферы:

Анна Катамадзе также озвучила показатели работы ГИС:

На 2022–2023 гг. запланированы:

В разработке проекта участвовал заместитель председателя правительства Ярославской области Артем Молчанов (ранее руководитель Правового управления ФАС России). Он обратил внимание на отсутствие в действующем законодательстве и предложенном варианте проекта единых правил по установлению критериев конкурсов и порядка их оценки для целей определения победителей. Так, в п. 4 ст. 447 ГК РФ указано на предложение победителем конкурса лучших условий, а, к примеру, в п. 2 ст. 20 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» критерием получения по итогам конкурса права приобретения имущества названы наиболее высокая цена и выполнение определенных требований. Это исключает конкуренцию по предложенным условиям.

Министр правительства Московской области по конкурентной политике Елена Волкова поделилась опытом региона в запуске пилотного проекта по переводу отраслевых торгов в электронный вид. Она считает необходимым сократить до 15 дней сроки заявочной кампании. Например, торги на заключение договора водопользования сейчас длятся 60 дней, несмотря на то что процедура уже несколько лет проводится в электронной форме, а потери времени рискованны как для бизнеса, так и для государства.

Геннадий Магазинов отметил, что ФАС России придерживается такой же позиции о сокращении сроков проведения процедур торгов.

Заместитель главного экономиста Административного совета по экономической безопасности Бразилии (Conselho Administrativo de Defesa Econômica, CADE) Рикардо Медейрос де Кастро рассказал, что Бразилия сейчас также переживает переходный период в отладке регулирования сферы отраслевых торгов. Он описал, как в стране функционирует эта система, какие требования предъявляются к победителям аукционов и госторгов по продаже имущества, какие органы и как контролируют этот процесс.

Фото: Фонд Росконгресс


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
10 августа 2022 г.