ПМЮФ: антимонопольные уроки пандемии

Версия для печати Печатать

11 апреля 2020 г. в рамках Петербургского международного юридического форума «9 1/2: Законы коронавируса», впервые прошедшего в онлайн-формате, состоялась антимонопольная сессия. Ее участники обсудили, какие сферы находятся под прицельным вниманием регулятора и как меняются процедуры антимонопольного контроля.

Модератор сессии заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский рассказал об антивирусных нововведениях в работе ведомства, в том числе при взаимодействии с предпринимателями: отмене плановых и сокращении числа внеплановых проверок (последние проводятся только в ситуациях угрозы жизни и здоровью граждан), переходе службы на дистанционный формат рассмотрения дел. Еще один шаг – введение на срок до трех месяцев отсрочки для бизнеса по уплате административных штрафов, наложенных за антимонопольные нарушения. «Такое указание дано территориальным органам для облегчения финансового бремени предпринимателей», – пояснил он.

Особое внимание ФАС России уделяет соблюдению законодательства в сфере ценообразования. Искусственное повышение цен, ценовые сговоры, необоснованные публичные высказывания участников рынка по прогнозам о росте цен – эти неправомерные действия регулятор сурово пресекает. На усиленном контроле и естественные монополии. «В условиях пандемии острее ощущаются такие нарушения естественных монополий, как завышение цен, навязывание невыгодных условий договора, отказ от его заключения. Здесь реакция антимонопольного органа должна быть жесткой и оперативной», – подчеркнул выступающий.

Ведомство пристально изучает и действия цифровых платформ. Сегодня интернет-торговля выходит на первый план, становится жизненно необходимой, что приводит к усилению рыночной власти владельцев платформенных решений. Поэтому, по словам спикера, особенно актуально принятие пятого пакета поправок в Закон о защите конкуренции (проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ (в части совершенствования антимонопольного законодательства в соответствии с требованиями цифровой экономики)»). Кроме того, необходимо распространить антимонопольные требования на соглашения и действия по предоставлению или распоряжению исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. «Это позволит не допустить существенную монополизацию товарных рынков», – заключил Сергей Пузыревский.

Необходимость принять пятый антимонопольный пакет для противостояния цифровой монополизации поддерживает и директор Антимонопольного центра БРИКС и Института права и развития ВШЭ-Сколково Алексей Иванов. По его мнению, рыночная власть онлайн-платформ во время пандемии значительно возросла, что требует новых методологических подходов к регулированию их деятельности: «Если государство сейчас упустит эту ситуацию, то цифровые гиганты станут настолько могущественны, что мы уже не сможем сдвинуть их с главенствующих позиций. Мы проиграем как общество и как цивилизация». Спикер отметил, что не менее важно следить за необоснованно низкими ценами, устанавливаемыми на таких платформах, и возросшим количеством акций по бесплатному доступу для пользователей к разным онлайн-сервисам. Эксперт считает, что подобные действия направлены не на заботу о потребителе, они преследуют прагматичные цели: вытеснить конкурентов и укрепить свою рыночную власть. Речь идет о «хищническом ценообразовании», а монопольно низкие цены должны быть предметом антимонопольного контроля.

Чтобы не допустить появления нового вида естественных монополий – цифровых платформ, которые будут контролировать бо́льшую часть нашей экономики, нужно действовать проактивно, на опережение, полагает Алексей Иванов.

Эксперт также обратил внимание, что пандемия показала неготовность мировой системы здравоохранения и фармотрасли к эффективной борьбе с атаками новых вирусов. В этой связи возникают закономерные вопросы по оценке антимонопольными ведомствами действий «большой фармы». Практике известны случаи, когда фармкомпании выкупают стартапы по разработке новых медицинских аппаратов и лекарственных препаратов. Но после сделки проекты замораживаются, так как фармкомпаниям выгоднее продолжать работу над своими старыми продуктами. К примеру, схожий случай недавно произошел в США, когда выкупленный крупной фармкомпанией стартап по изготовлению дешевых и эффективных аппаратов ИВЛ не смог выйти на рынок и не был реализован. «Антимонопольные органы должны блокировать такие практики, в том числе на уровне БРИКС, – считает Алексей Иванов. – Подобные сделки монополизируют фармрынок и тормозят развитие медицины».

К дискуссии присоединился президент Комиссии по конкуренции Греции Янис Лианос, который назвал дополнительные сферы, требующие особого антимонопольного контроля в условиях пандемии. По его словам, важно помнить уроки истории: предшествующие экономические кризисы и Великая депрессия привели к резкому росту числа картелей, целые рынки были закартелизированы. Допускать повторения ситуации нельзя, отметил он.

Второй аспект, на котором остановился выступающий, – борьба регуляторов с необоснованным завышением цен. Янис Лианос поделился опытом греческого антимонопольного ведомства по контролю за ценообразованием. Комиссия по конкуренции проводит электронный опрос компаний по всей цепочке поставки товаров от производителя до розничного рынка. В нем уже приняли участие тысячи компаний, комиссия анализирует полученную информацию. «Важно понимать, какая цена является справедливой. Если ввести госрегулирование цен и они будут ниже справедливого уровня, то это может ухудшить положение и привести к дефициту товаров», – предостерег спикер.

Участники сессии пришли к единому мнению, что после окончания пандемии изменения в экономике неизбежны и антимонопольные механизмы должны подстраиваться под новые условия.

Подготовила

Юлия Терешко,

эксперт журнала «Конкуренция и право»

Читайте также:


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
02 июня 2020 г.