22 марта 2013 года третье думское чтение прошел Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который должен заменить действующий сейчас Закон № 94-ФЗ. Сенаторы могут рассмотреть закон о контрактной системе уже на ближайшем заседании 27 марта.
Целями закона являются существенное повышение качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, обеспечение прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Для достижения поставленных целей и оптимизации госзакупок предусмотрен ряд нововведений:
• размещение на официальном интернет-сайте для неограниченного доступа не только информации о проведении процедур, но и планов закупок, результатов аудита контракта. Публикации подлежат все существенные действия заказчика: обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта;
• введение института общественного контроля за государственными закупками;
• введение института контрактной службы заказчиков - подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок;
• изменение подхода к определению исполнителя контракта. Перечень возможных процедур расширен таким образом, чтобы в зависимости от предмета закупки заказчик мог определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников;
• установление запрета на заключение контракта с единственным поставщиком в случае, если процедура не состоялась. Для таких ситуаций предусмотрено использование упрощенной короткой процедуры запроса предложений;
• введение ряда антидемпинговых мер;
• введение процедуры изменения и расторжения контракта. При этом возможность изменения или расторжения контракта должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и в контракте;
• введение качественного аудита результатов исполнения контрактов;
• утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой.