На рассмотрение Президиума ВАС РФ передан спор между Минэкономразвития Самарской области и ФАС России о признании недействительным решения антимонопольного органа. Дело зарегистрировано под номером А40-169152/2012.
Судами установлено, что по договору, заключенному между ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» и ООО «АэроТрейдСервис» (далее – Общество, арендатор), последнему предоставлено в аренду помещение для магазина беспошлинной торговли в здании аэровокзала сроком на пять лет. В магазине на территории аэропорта арендатор продавал алкогольную продукцию.
Минэкономразвития Самарской области (далее – Министерство) провело плановую выездную проверку соответствия деятельности арендатора лицензионным требованиям, установленным Законом о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции. По ее результатам арендатору выдано предписание, согласно которому при заполнении деклараций нарушен порядок их представления: в частности, не внесены регистрационный номер производителя, дата выдачи лицензии, сведения об остатках и обороте алкогольной продукции. В акте проверки были отмечены и такие нарушения, как непредставление документов на право пользования помещением, отсутствие сопроводительных документов на алкогольную продукцию, незаконная перепланировка и т. д.
С учетом нарушений Министерство выдало предписание о необходимости представления соответствующих документов и приостановило действие лицензии Общества на полгода до устранения выявленных нарушений.
Арендатор обратился в антимонопольную службу. По результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган признал Министерство нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части издания им приказа, что привело к препятствованию осуществления деятельности хозсубъекта и ограничению конкуренции на рынке розничной продажи алкогольных напитков на территории аэропорта Курумоч.
Антимонопольный орган установил, что документы о праве аренды были представлены, кроме того, арендатору поступило уведомление от арендодателя о досрочном расторжении договора по инициативе аэропорта, который затем объявил тендер на право заключения договора аренды для размещения и эксплуатации магазина. Победителем было признано другое юридическое лицо.
С учетом изложенного антимонопольный орган сделал вывод, что необоснованное приостановление лицензии Общества препятствовало осуществлению деятельности данным хозсубъектом, повлекло возникновение убытков, в том числе упущенной выгоды.
Не согласившись с этим решением, Министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд г. Москвы и 9 ААС в удовлетворении заявленного требования отказали. ФАС Московского округа решения нижестоящих инстанций отменил, решение антимонопольного органа признал незаконным. ФАС России обратилась в надзор. Изучив материалы дела, коллегия судей нашла основания для передачи дела в Президиум ВАС РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды пришли к выводу о доказанности наличия в его действиях нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Однако, по мнению ФАС Московского округа, Министерство было вправе приостанавливать действие лицензий арендатора при наличии к тому достаточных оснований.
Суд кассационной инстанции отметил отсутствие угрозы конкуренции на рынке розничной торговли в зоне аэропорта. Рынок с единственным магазином не предполагает какой-либо конкуренции.
Президиум ВАС РФ по данному делу постановление ФАС МО отменил, оставив в силе решение нижестоящих инстанций.
Международный аэропорт Курумоч – крупнейший и наиболее перспективный аэропорт Поволжья, входит в десятку лидирующих российских аэропортов. Связан воздушными линиями практически со всеми регионами Российской Федерации, со странами ближнего и дальнего зарубежья. Курумоч – многопрофильное предприятие, объединяющее около 50 служб, работа которых нацелена на выполнение основной функции аэропорта: предоставление услуг по обслуживанию авиакомпаний, пассажиров, багажа, грузов и почты.