О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

ФАС России не поддержала идею создать единого поставщика ТВ
21 августа 2019 г.

«МегаФон» выиграл иск против ФАС России по банковским СМС-рассылкам
21 августа 2019 г.

Анонс: 22 августа состоится подписание меморандума о создании Совместного российско-белорусского экспертного совета по вопросам развития конкуренции на социально значимых рынках
21 августа 2019 г.

Тамбовское УФАС России проверит цены на керосин в аэропорту Тамбова
20 августа 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17613
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 12916
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 12382
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 18463
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 15325
 Обзоры

 Анонcы

VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС
16–19 сентября 2019 г. в Москве состоится VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС.
Полный текст
Евразийский форум по картелям
16 сентября 2019 г. в Москве пройдет Евразийский форум по картелям. Организаторы мероприятия – информационно-просветительский ресурс LF Академия и НП «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» при поддержке ФАС России и Петербургского международного юридического форума.
Полный текст
XI ежегодная конференция «Антимонопольное регулирование в России»
Деловая газета «Ведомости», Ассоциация антимонопольных экспертов и ФАС России приглашают принять участие в XI ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России», которая пройдет 25 октября 2019 г. в Москве и 27–28 октября 2019 г. в Брюсселе.
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Рекламный бизнес переходит на самоконтроль
Рекламный бизнес переходит на самоконтроль


Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

По всему миру набирает обороты тенденция передавать бизнес-сообществу элементы госрегулирования в отдельных отраслях экономики. В России уже существуют и развиваются механизмы саморегулирования, например, в ретейле, автомобильной промышленности, строительстве, фармацевтике. В 2017 г. ФАС России, ТПП РФ, АКАР и другие индустриальные объединения выступили с инициативой создать единую саморегулируемую организацию в сфере рекламы. Она станет альтернативой модели сорегулирования, предусматривающей контроль силами Федеральной антимонопольной службы, но при консультативно-совещательном содействии экспертного совета по рекламе, состоящего из представителей этого бизнеса. Инициатива, без сомнения, заслуживает поддержки, но есть вопросы, требующие доработки.

В российской рекламной индустрии уже существуют многочисленные саморегулируемые (далее также — СРО) и иные некоммерческие организации, которые различаются по территориальному и отраслевому охвату. Но, к сожалению, они разрозненные и небольшие по масштабу, поэтому вряд ли смогут эффективно выработать общие стандарты профессиональной деятельности и обеспечить контроль за их исполнением, централизованно сформировать и продвигать законодательные инициативы, а также единообразно реализовывать делегированные ФАС России полномочия. На сегодня такие организации могут исказить представление бизнес-сообщества и потребителей о необходимости внедрения самоуправления и его пользе. Однако не исключено, что они послужат хорошей базой для реализации деятельности единой СРО.

На наш взгляд, развитие саморегулирования в рекламном бизнесе следует оценивать положительно.

Во-первых, по своей природе оно предполагает изменение способа воздействия на нарушителей, что будет способствовать сокращению числа правонарушений в индустрии. Сейчас в этой сфере используется карательный способ воздействия — административный штраф, который применяется уже после того, как неправомерная реклама попала в публичный доступ. В условиях саморегулирования компании будут бояться потерять деловую репутацию и подвергнуться порицанию профессионального сообщества. Поэтому участники рынка станут тщательнее проверять рекламу на предмет соответствия отраслевому законодательству еще до того, как она окажется в публичном доступе.

Во-вторых, потенциально возможное уменьшение количества нарушений будет способствовать снижению нагрузки на ФАС России и суды.

В-третьих, исходя из анализа опыта саморегулирования иных сфер, полагаем, что в рамках деятельности СРО компании смогут внедрить повышенные международные стандарты в РФ. При этом каждый будет заинтересован в исполнении этих обязательств, так как примет их добровольно и в соответствии со своими интересами.

И в-четвертых, не стоит забывать, что процесс изменения документов на уровне СРО требует меньше времени и усилий, чем внесение поправок в федеральное законодательство. Поэтому, на наш взгляд, благодаря СРО регулирование рекламной деятельности будет более гибким и восприимчивым к потребностям отрасли.

В феврале 2019 г. в Реестре саморегулируемых организаций РФ была зарегистрирована единая СРО — Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (далее — АМИ РС, Ассоциация). Ее первые представительства в рамках пилотного проекта открыты в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

В настоящее время деятельность Ассоциации регулируют Меморандум о разработке «дорожной карты» по созданию и организации деятельности органа рекламного саморегулирования в России (далее — Меморандум), Соглашение о взаимодействии ФАС России и АМИ РС (далее — Соглашение) и созданные на их основе Устав и иные внутренние документы. Нормативная база деятельности АМИ РС сформирована исходя из анализа опыта США, Индии, Китая и европейских стран, где саморегулирование в сфере рекламы развивается с 1990-х гг.

 

Для информации

С основополагающими документами АМИ РС можно ознакомиться на сайте sovetreklama.ru.


Успешная реализация пилотных проектов — большой шаг вперед в развитии СРО в рекламной индустрии. Но эта инициатива требует более детальной доработки. В частности, Меморандумом и Соглашением предусмотрены только общие положения по разделению компетенции АМИ РС и ФАС России, тогда как для продуктивной деятельности обеих структур необходимо четкое разделение, которое позволит избежать дублирования полномочий. Требуется однозначно определить статус решений Ассоциации: их обязательность, а также орган и порядок обжалования. Кроме того, надо учесть, что в АМИ РС должно быть максимальное географическое и отраслевое представительство: это поможет избежать концентрации полномочий СРО только в руках определенных игроков.

Полагаем, что все эти вопросы будут урегулированы путем внесения изменений в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», над которыми сейчас работают ФАС России, ОКЮР и представители бизнеса. Законодательное закрепление позволит сделать правила игры на этом рынке более понятными и прозрачными, а также сильнее защитит его участников от возможных претензий регулятора.


31 мая 2019 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.









 

№ 3, 2019 (май-июнь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?