Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Суд подтвердил законность штрафа ФАС в отношении ПАО «МОЭК»
17 июня 2019 г.

Госдума поручит ФАС проверить навязывание банками страховых услуг
17 июня 2019 г.

Правительство Самарской области и две компании вступили в антиконкурентное соглашение
17 июня 2019 г.

Госдума приняла закон об административной ответственности за нарушения при исполнении госконтрактов в сфере гособоронзаказа
16 июня 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17330
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 12596
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 11125
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 17147
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 14754
 Обзоры

 Анонcы

«Комплаенс и антикоррупция в России и СНГ»
27–28 июня 2019 г. в Москве состоится 6-я ежегодная конференция «Комплаенс и антикоррупция в России и СНГ», организованная компанией Dialog Management Partners.
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Рекламный бизнес переходит на самоконтроль
Рекламный бизнес переходит на самоконтроль


Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

По всему миру набирает обороты тенденция передавать бизнес-сообществу элементы госрегулирования в отдельных отраслях экономики. В России уже существуют и развиваются механизмы саморегулирования, например, в ретейле, автомобильной промышленности, строительстве, фармацевтике. В 2017 г. ФАС России, ТПП РФ, АКАР и другие индустриальные объединения выступили с инициативой создать единую саморегулируемую организацию в сфере рекламы. Она станет альтернативой модели сорегулирования, предусматривающей контроль силами Федеральной антимонопольной службы, но при консультативно-совещательном содействии экспертного совета по рекламе, состоящего из представителей этого бизнеса. Инициатива, без сомнения, заслуживает поддержки, но есть вопросы, требующие доработки.

В российской рекламной индустрии уже существуют многочисленные саморегулируемые (далее также — СРО) и иные некоммерческие организации, которые различаются по территориальному и отраслевому охвату. Но, к сожалению, они разрозненные и небольшие по масштабу, поэтому вряд ли смогут эффективно выработать общие стандарты профессиональной деятельности и обеспечить контроль за их исполнением, централизованно сформировать и продвигать законодательные инициативы, а также единообразно реализовывать делегированные ФАС России полномочия. На сегодня такие организации могут исказить представление бизнес-сообщества и потребителей о необходимости внедрения самоуправления и его пользе. Однако не исключено, что они послужат хорошей базой для реализации деятельности единой СРО.

На наш взгляд, развитие саморегулирования в рекламном бизнесе следует оценивать положительно.

Во-первых, по своей природе оно предполагает изменение способа воздействия на нарушителей, что будет способствовать сокращению числа правонарушений в индустрии. Сейчас в этой сфере используется карательный способ воздействия — административный штраф, который применяется уже после того, как неправомерная реклама попала в публичный доступ. В условиях саморегулирования компании будут бояться потерять деловую репутацию и подвергнуться порицанию профессионального сообщества. Поэтому участники рынка станут тщательнее проверять рекламу на предмет соответствия отраслевому законодательству еще до того, как она окажется в публичном доступе.

Во-вторых, потенциально возможное уменьшение количества нарушений будет способствовать снижению нагрузки на ФАС России и суды.

В-третьих, исходя из анализа опыта саморегулирования иных сфер, полагаем, что в рамках деятельности СРО компании смогут внедрить повышенные международные стандарты в РФ. При этом каждый будет заинтересован в исполнении этих обязательств, так как примет их добровольно и в соответствии со своими интересами.

И в-четвертых, не стоит забывать, что процесс изменения документов на уровне СРО требует меньше времени и усилий, чем внесение поправок в федеральное законодательство. Поэтому, на наш взгляд, благодаря СРО регулирование рекламной деятельности будет более гибким и восприимчивым к потребностям отрасли.

В феврале 2019 г. в Реестре саморегулируемых организаций РФ была зарегистрирована единая СРО — Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (далее — АМИ РС, Ассоциация). Ее первые представительства в рамках пилотного проекта открыты в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

В настоящее время деятельность Ассоциации регулируют Меморандум о разработке «дорожной карты» по созданию и организации деятельности органа рекламного саморегулирования в России (далее — Меморандум), Соглашение о взаимодействии ФАС России и АМИ РС (далее — Соглашение) и созданные на их основе Устав и иные внутренние документы. Нормативная база деятельности АМИ РС сформирована исходя из анализа опыта США, Индии, Китая и европейских стран, где саморегулирование в сфере рекламы развивается с 1990-х гг.

 

Для информации

С основополагающими документами АМИ РС можно ознакомиться на сайте sovetreklama.ru.


Успешная реализация пилотных проектов — большой шаг вперед в развитии СРО в рекламной индустрии. Но эта инициатива требует более детальной доработки. В частности, Меморандумом и Соглашением предусмотрены только общие положения по разделению компетенции АМИ РС и ФАС России, тогда как для продуктивной деятельности обеих структур необходимо четкое разделение, которое позволит избежать дублирования полномочий. Требуется однозначно определить статус решений Ассоциации: их обязательность, а также орган и порядок обжалования. Кроме того, надо учесть, что в АМИ РС должно быть максимальное географическое и отраслевое представительство: это поможет избежать концентрации полномочий СРО только в руках определенных игроков.

Полагаем, что все эти вопросы будут урегулированы путем внесения изменений в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», над которыми сейчас работают ФАС России, ОКЮР и представители бизнеса. Законодательное закрепление позволит сделать правила игры на этом рынке более понятными и прозрачными, а также сильнее защитит его участников от возможных претензий регулятора.


31 мая 2019 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.








 

№ 2, 2019 (март-апрель)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?