Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости и события

Утверждена новая редакция стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации
22 апреля 2019 г.

В ФАС России обсудили практический опыт в области злоупотреблений интеллектуальными правами
22 апреля 2019 г.

Две компании оштрафованы за имитацию упаковки БАДов конкурента
22 апреля 2019 г.

Samsung признан виновным в незаконной координации цен на смартфоны и планшеты
22 апреля 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 16552
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 11912
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 9866
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 15996
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 13940
 Обзоры

 Анонcы

ПМЮФ-2019
14–18 мая 2019 г. состоится IX Петербургский международный юридический форум.
Полный текст
«Комплаенс: расширение границ»
23 мая 2019 г. в Москве пройдет VIII ежегодная конференция международной комплаенс-ассоциации ICA «Комплаенс: расширение границ».
Полный текст
«Комплаенс и антикоррупция в России и СНГ»
27–28 июня 2019 г. в Москве состоится 6-я ежегодная конференция «Комплаенс и антикоррупция в России и СНГ», организованная компанией Dialog Management Partners.
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Опубликованы Рекомендации о практиках в сфере...
Опубликованы Рекомендации о практиках в сфере использования информационных технологий в торговле


На сайте антимонопольной службы размещены Рекомендации экспертных советов при ФАС России по развитию конкуренции в области информационных технологий и в сфере розничной торговли «О практиках в сфере использования информационных технологий в торговле, в том числе связанных с использованием ценовых алгоритмов». Документ одобрили Президиум ФАС России и Методический совет ведомства.

Документ разработан рабочей группой Объединения корпоративных юристов и ФАС России.

Регулятор отмечает, что Рекомендации созданы для информирования участников рынка о допустимых и недопустимых практиках хозяйственной деятельности с использованием ценовых алгоритмов, а также средств мониторинга розничных цен, коммуникации хозсубъектов и онлайн-платформ.

В документе, в частности, подчеркнуто, что действия хозсубъектов, связанные с реализацией товаров с использованием Интернета, не могут быть изъяты из-под антимонопольного контроля, к ним применимы общие запреты, установленные Законом о защите конкуренции. При этом указано, что перечисленные в Рекомендациях практики не являются единственно допустимыми, хозсубъекты вправе совершать иные действия, не противоречащие требованиям Закона о защите конкуренции.

Также в Рекомендациях даются определения используемых в них терминов «программный продукт», «онлайн-платформа», «ценовой алгоритм», «дистрибьютор (дилер)», «конечный потребитель», «вендор», «реселлер» и др.

Далее в документе перечислены общие ограничения, установленные антимонопольным законодательством.

Основная часть Рекомендаций посвящена допустимым и недопустимым практикам вендоров, дистрибьюторов и реселлеров с применением информационных технологий, в том числе с использованием ценовых алгоритмов.

Уточняется, что при оценке практик, связанных с наличием у пользователя или использованием им информационных технологий при обмене информацией, заключении соглашений или совершении действий хозсубъектами, антимонопольному органу следует исходить из оценки того, есть ли в них признаки ограничения конкуренции или факты ограничения конкуренции в результате таких действий (бездействия), исполнения соглашения. Таким образом, оценке подлежит в первую очередь способ и цели использования пользователем информационных технологий, предоставление и/или использование которых при отсутствии признаков или фактов ограничения конкуренции должно признаваться допустимым. Факт наличия у пользователя того или иного программного обеспечения, или использования ценовых алгоритмов или онлайн-платформ сам по себе не должен рассматриваться в качестве признака нарушения.

В документе приводится перечень из семи допустимых практик, который не является исчерпывающим.

1. Осуществление вендором, дистрибьютором или реселлером мониторинга розничных цен, если такой мониторинг осуществляется в целях:

  • сравнения с ценами на конкурирующий товар для определения спроса и окупаемости затрат на реализацию товара;
  • сравнения с ценами на аналогичный товар, установленными конкурентами реселлера;
  • контроля за соблюдением установленного соглашением реселлера и вендора либо дистрибьютора условия о максимальной цене перепродажи товара;
  • соблюдения условий приобретаемых рекламных или маркетинговых услуг (в том числе для повышения спроса на товар, например с целью контроля за предоставлением минимальной скидки конечному потребителю);
  • в иных целях, не противоречащих требованиям Закона о защите конкуренции.

2. Осуществление вендором и/или дистрибьютором мониторинга соблюдения условий о максимальной цене перепродажи товаров (в том числе с использованием программных продуктов, онлайн-платформ или иных методов).

3. Осуществление вендором и/или дистрибьютором мониторинга соблюдения рекомендованного уровня цен на товары (в том числе с использованием программных продуктов, онлайн-платформ или иных методов).

Подчеркивается при этом, что рекомендация определенного уровня цен на товар и/или последующий мониторинг соблюдения рекомендации не должны приводить к установлению фиксированной или минимальной цены перепродажи, а равно к координации экономической деятельности лиц, осуществляющих перепродажу такого товара.

4. Разработка и реализация программных продуктов, оказание услуг по обеспечению доступа к онлайн-платформам, разработка ценовых алгоритмов.

5. Использование программных продуктов или онлайн-платформ для целей:

  • осуществления мониторингов конкурентной среды, в том числе цен;
  • определения собственной ценовой политики;
  • планирования коммерческой деятельности;
  • мониторинга соблюдения согласованных условий договоров, включая условия о максимальной цене перепродажи, условия согласованных рекламных и/или маркетинговых акций, указанных в п. 1 выше;
  • прогнозирования спроса и определения мер по его поддержанию;
  • иных целей, не противоречащих требованиям Закона о защите конкуренции.

6. Коммуникации по результатам проводимых мониторингов.

Уточняется, что такие коммуникации между участниками товаропроводящей цепи не должны опосредовать совершение действий, нарушающих запреты Закона о защите конкуренции.

7. Использование ценовых алгоритмов (в том числе конкурентами), за исключением случаев их применения для достижения целей, нарушающих ограничения, установленные Законом о защите конкуренции.

Конкурирующим хозсубъектам запрещается достигать соглашений, опосредующих взаимозависимое ценообразование, в том числе с применением ценовых алгоритмов, за исключением случаев, признаваемых допустимыми в соответствии с законодательством.

В документе перечисляются также практики вендоров, дистибьюторов и реселлеров с применением информационных технологий, в том числе с использованием ценовых алгоритмов, которые могут рассматриваться как недопустимые.

1. Установление и контроль за соблюдением минимальных или фиксированных розничных цен (в том числе посредством автоматизированных уведомлений о нарушении установленного уровня цен, наложения штрафов / иных санкций, установления ограничений к приобретению продукции или предоставления стимулов к поддержанию установленного уровня минимальных розничных цен).

2. Координация вендором третьих лиц с целью поддержания фиксированного или минимального уровня цен.

Подчеркивается, что недопустимо использование онлайн-платформ и/или программных продуктов в целях осуществления координации, которая влечет последствия, предусмотренные в ч. 1–3 ст. 11 Закона о защите конкуренции. При этом хозсубъекты вправе доказывать допустимость наступивших последствий в соответствии со ст. 12 и 13 Закона о защите конкуренции.

3. Установление запрета вендором к применению реселлерами скидок к розничной цене товаров или ограничение максимального размера скидок к розничной цене, которые может предоставить реселлер на соответствующий товар (в том числе путем установления штрафных санкций, ограничения поставки товаров, досрочного расторжения договора).

В зависимости от того, имеется ли между вендором и реселлерами «вертикальное» соглашение, такие практики могут быть квалифицированы как нарушение установленных запретов для «вертикальных» соглашений или незаконная координация. Соответственно, указывается в Рекомендациях, не исключена возможность признания этих практик допустимыми по основаниям, указанным в ст. 12 и 13 Закона о защите конкуренции.


21 марта 2019 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.








 

№ 1, 2019 (январь-февраль)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?