Подписка
Новости и события

ИАС госзакупок препаратов демонстрирует первые результаты
23 октября 2017 г.

Рачик Петросян о ключевых проблемах в сфере госзакупок
23 октября 2017 г.

Возбуждено дело о медицинском картеле на 185-ти аукционах
23 октября 2017 г.

Госорганам запретят закупать зарубежное программное обеспечение
20 октября 2017 г.

все новости
 Самое читаемое

- О конкуренции алгоритмов, больших данных и первых цифровых кейсах
622
- Верховный Суд РФ задает вектор развития антимонопольного законодательства
1384
- Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
13486
- Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
3643
- Антимонопольный комплаенс: взгляд регулятора, бизнеса и юристов
678
- Факторы риска
341
Обзоры

Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 40, за 9–15 октября 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 39, за 2–8 октября 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 38, за 25 сентября – 1 октября 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 37, за 18–24 сентября 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 36, за 11–17 сентября 2017 г.
архив
Анонcы

Антимонопольное регулирование в России
Деловая газета «Ведомости», Ассоциация антимонопольных экспертов, Федеральная антимонопольная служба приглашают принять участие в работе IX ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России», которая пройдет 27 октября 2017 г. в Москве.
Полный текст
Управление юридическими рисками: статус 2017
Компания «Диалог Менеджмент Партнерс» приглашает принять участие в 3-й ежегодной практической конференции «Управление юридическими рисками: статус 2017», которая состоится в Москве 1-2 ноября 2017 г.
Полный текст
Эффективное управление интеллектуальными правами в современных условиях рынка
Деловая газета «Ведомости» приглашает принять участие в работе конференции «Эффективное управление интеллектуальными правами в современных условиях рынка», которая пройдет 7 ноября 2017 г. в Санкт-Петербурге.
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  О картелизации, уберизации и информационной...
О картелизации, уберизации и информационной блокаде


18 мая 2017 г. в рамках VII Петербургского Международного Юридического Форума состоялась сессия «Антимонопольное регулирование глобальной экономики: вызовы для региональных объединений». Участники сессии – представители органов государственной власти, науки и бизнеса – обсудили влияние транснациональных корпораций на состояние конкуренции на национальных рынках, ту роль, которую в этом процессе играют антимонопольные органы и региональные объединения, в том числе ЕС, БРИКС и ЕАЭС, а также способы усовершенствовать их работу.

Модерировал сессию заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский.

 

«Если в какой-то сфере картель пока не обнаружен, значит, ее еще недостаточно глубоко изучили» 

С ключевым докладом выступил статс-секретарь, заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский. Он рассказал о трех инициативах антимонопольного органа: Национальном плане развития конкуренции в РФ (далее – Нацплан), законопроекте о тарифном регулировании и проекте Международной конвенции «О борьбе с картелями».

По его словам, в подготовке Нацплана ведомство вышло на финишную прямую. Докладчик также отметил, что уже согласованы с ФАС России «дорожные карты» в здравоохранении, на рынке финансовых услуг и в социальной сфере.

Разработанный службой законопроект о тарифном регулировании согласуется с ведомствами и обсуждается с естественными монополиями. Андрей Цариковский подчеркнул, что необходимо провести отдельный форум, посвященный вопросам новой тарифной политики.

В ближайшее время ведомство планирует презентовать проект Международной конвенции «О борьбе с картелями», который сейчас обсуждается на площадках ЕАЭС и СНГ.

Далее заместитель главы ФАС России рассказал о картелизации российской экономики: «Если кто-то хочет побороться с картелями, он должен ехать в Россию. Если в какой-то сфере картель пока не обнаружен, значит, ее еще недостаточно глубоко изучили», – заявил он.

Выступающий отметил, что необходимо внести поправки в УК РФ и Закон об оперативно-разыскной деятельности, предусматривающие: 

  • гармонизацию уголовного и конкурентного права, введение в УК РФ общепринятого в мире запрета per se на картели;
  • равные условия для освобождения от административной ответственности юридических лиц и от уголовной ответственности – руководства компаний;
  • уголовную ответственность за манипулирование и сговоры на торгах;
  • возможность ФАС России получать результаты оперативно-разыскных мероприятий. 

Андрей Цариковский также рассказал о сотрудничестве в рамках БРИКС и ЮНКТАД. В частности, в Москве на базе Сколково будет создан Совместный проектный офис БРИКС, который займется координацией деятельности и предоставит аналитическую поддержку совместных расследований конкурентных ведомств стран БРИКС. А вместе с ЮНКТАД создается инструментарий по международному сотрудничеству антимонопольных органов в противодействии ограничительным деловым практикам транснациональных корпораций.

 

Региональные союзы – площадки для гармонизации и кооперации 

Директор Института права и развития ВШЭ – Сколково Алексей Иванов выразил сомнение, что Международная конвенция «О борьбе с картелями», проект которой разработала ФАС России, будет принята. «Глобальные решения в антитрасте – это иллюзия. Нужно действовать через региональные объединения, которые могли бы навязывать определенную парадигму. Сегодня нет ничего, что заставляло бы нас действовать определенным образом на глобальном уровне, – заявил он. – Чтобы ускорить согласование своих сделок по слиянию, глобальные корпорации сейчас идут в слабые правовые режимы». Докладчик особо подчеркнул, что России нужно активизировать усилия по построению региональных союзов. 

Старший партнер юридической фирмы АЛРУД Василий Рудомино рассуждал о перспективах расследования нарушений антимонопольного законодательства в рамках региональных объединений.

Как и Алексей Иванов, он скептически относится к принятию Международной конвенции «О борьбе с картелями»: «Создание конвенции – долгий и, скорее всего, невозможный проект. Но гармонизация национального антимонопольного законодательства возможна. На мой взгляд, глобальные компании в этом заинтересованы. Такие наднациональные объединения, как БРИКС, МСАП и ЕАЭС, могли бы стать эффективной площадкой для выработки предложений по гармонизации».

Василий Рудомино полагает, что надо создать рабочие группы представителей антимонопольных органов, бизнеса и экспертов, которые находили бы как экономические, так и политические компромиссы, преодолевали противоречия в антимонопольной политике государств. По мнению докладчика, следует также принять отраслевые кодексы добросовестных практик и модельные акты о конкуренции в рамках национальных объединений, а региональные законодатели должны ориентироваться на международные стандарты.

Выступающий рассказал о развитии методов регулирования глобальных антимонопольных сделок. Различия в подходах приводят к тому, что национальные органы принимают решения или заключают мировые соглашения на противоречивых условиях. Одна из причин такой практики – недостаточный обмен информацией между антимонопольными органами, что подрывает доверие к ним. Василий Рудомино предлагает два шага в решении этой проблемы: 

  • расширить использование многосторонних консультаций антимонопольных органов для обмена информацией и унификации подходов;
  • заключать многосторонние мировые соглашения с вовлечением антимонопольных органов из нескольких юрисдикций. 

В заключение он подчеркнул, что «антимонопольное законодательство должно развиваться ускоренно, чтобы не опаздывать за развитием глобальной экономики».

Сергей Пузыревский назвал очень ценной идею докладчика о заключении многосторонних мировых соглашений с участием антимонопольных органов нескольких стран. 

Руководитель Комиссии по конкуренции Южной Африки Бонакеле Тембинкоси поделился предложениями по работе альянса БРИКС и других региональных объединений. Рассматривая дело о слиянии компаний на рынках производства семян хлопка и гербицидов, антимонопольное ведомство Южной Африки столкнулось с тем, что оценить последствия такого слияния невозможно без сотрудничества с регулирующими органами других государств. Бонакеле Тембинкоси призвал страны БРИКС к усилению координации.

Другой проблемой, по мнению докладчика, является слабый инструментарий для оценки влияния слияний. В эти инструменты надо инвестировать. Представитель антимонопольного органа Южной Африки считает особенно важным, чтобы ученые, которые будут работать над этими проблемами, были из разных стран. «Они не должны прилетать с Луны и рассказывать нам о лунных проблемах», – отметил он. 

Член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Марат Кусаинов рассказал об итогах сотрудничества стран в рамках Договора о ЕАЭС. Последние достижения интеграции – принятие общего Таможенного кодекса, единый рынок лекарств и медицинских изделий, запуск зоны свободной торговли с Вьетнамом, выпуск так называемой Белой книги о барьерах, которые предстоит преодолеть.

Докладчик остановился на двух делах в сфере конкуренции, которые возбудила ЕЭК в 2017 г. Они касаются трансграничного рынка специальной стали для трансформаторов и авиационных пассажирских перевозок по маршрутам из Армении в другие страны. Комиссия следит за состоянием конкуренции и на других рынках: автомобильных шин, легковых и грузовых автомобилей и запчастей к ним, крафт-бумаги, железнодорожных шпал и др.

В заключение министр рассказал о задачах ЕЭК на ближайшие два года. Среди них: 

  1. расширение практики проведения расследований по инициативе Комиссии на наиболее значимых транснациональных рынках;
  2. создание условий для дальнейшего снижения стоимости услуг роуминга в ЕАЭС;
  3. совершенствование нормативной базы ЕАЭС с учетом складывающейся практики, в том числе внедрение механизма добровольного прекращения возможных нарушений без наложения штрафа (принятие потенциальными нарушителями проконкурентных обязательств);
  4. углубление международного сотрудничества: 
  • создание международных рабочих групп;
  • разработка и подписание соглашений о взаимодействии;
  • развитие сотрудничества с ЮНКТАД, ОЭСР, Австрией, Китаем, Бразилией и др.  

Руководитель Конкурентного ведомства Австрии Теодор Таннер поделился опытом работы с монополистами, отметив, что в его ведомстве трудится всего 40 человек, но за последние пять лет они провели более 100 рейдов.

Свое внимание Теодор Таннер сосредоточил на новых видах компаний и новом способе продвижения товаров, который характерен для платформ Uber, Airbnb и Alibaba (так называемая уберизация). По его словам, чтобы отвечать на новые вызовы, антимонопольным органам необходимо проводить совещания, выпускать методические рекомендации по общим вопросам конкуренции и развивать комплаенс. Следует также обеспечить независимость антимонопольных служб, наладить электронный обмен информацией между ними и т. п. Особое значение он придает региональному сотрудничеству, в том числе двустороннему, не только международному. 

Вице-президент по правовым вопросам региона Восточная Европа ООО «Пивоваренная компания „Балтика“» Антон Рогачевский рассказал о различиях в сфере госрегулирования в странах ЕАЭС. Он подчеркнул, что проконкурентное поведение компаний должно коррелировать с прозрачной деятельностью регулятора. 

Комиссионер Административного совета по экономической безопасности Бразилии Александр Македо рассказал о сотрудничестве антимонопольного ведомства этого государства с иностранными коллегами, в том числе на уровне БРИКС, при проведении расследований в случаях антиконкурентного поведения, рыночных злоупотреблений, нарушений при слияниях и поглощениях. Такое взаимодействие, по словам докладчика, влияет на мировую среду конкуренции. С его точки зрения, в этой области многое нужно усовершенствовать: работу по картелям, вопросы обмена конфиденциальной информацией. Кроме того, разные органы в разных странах не должны по-разному оценивать одно и то же поведение компаний. 

Профессор Университетского колледжа Лондона, главный научный сотрудник Института права и развития ВШЭ – Сколково Янис Лианос поделился статистикой активности по слияниям и поглощениям и примерами роста концентрации и глобальной консолидации для БРИКС. По его мнению, именно БРИКС будет играть большую роль в изменении глобальных подходов. В качестве примера расследований, затронувших разные страны БРИКС, Янис привел дела в отношении Google. 

Модератор сессии заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский обобщил итоги мероприятия, сделав три вывода: 

  1. Необходима кооперация антимонопольных органов в осуществлении антимонопольного контроля на глобальных рынках.
  2. Правовые конструкции должны следовать за изменяющимися рынками. Существующие рынки совершенно новые с точки зрения информационного обеспечения, это уникальные информационные платформы. Нужно подумать об антимонопольных механизмах контроля за ними.
  3. Следует закрепить в международном праве основные принципы и подходы антимонопольного регулирования (в рамках ООН или специализированных учреждений этой организации). 

 

Алёна Авраменко,

журнал «Конкуренция и право»

 

Фото: ТАСС

                     


23 мая 2017 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.







Вход для пользователей
Зарегистрироваться

 

№ 4, 2017 (июль-август)

По какой отрасли бизнеса вам наиболее интересны публикации?