Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Суд подтвердил законность штрафа ФАС в отношении ПАО «МОЭК»
17 июня 2019 г.

Госдума поручит ФАС проверить навязывание банками страховых услуг
17 июня 2019 г.

Правительство Самарской области и две компании вступили в антиконкурентное соглашение
17 июня 2019 г.

Госдума приняла закон об административной ответственности за нарушения при исполнении госконтрактов в сфере гособоронзаказа
16 июня 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17330
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 12596
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 11126
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 17147
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 14754
 Обзоры

 Анонcы

«Комплаенс и антикоррупция в России и СНГ»
27–28 июня 2019 г. в Москве состоится 6-я ежегодная конференция «Комплаенс и антикоррупция в России и СНГ», организованная компанией Dialog Management Partners.
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Закупочный стандарт
Закупочный стандарт


ФАС России 21 июля 2015 г. опубликовала на своем официальном сайте (fas.gov.ru) Стандарты осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц[1]. Этот документ имеет рекомендательный характер и представляет собой обобщения выводов, сделанных антимонопольным органом в результате анализа практики применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»[2]в течение 2014–2015 гг.

 

Стандарт конкретизирует и (или) восполняет многие из положений Закона о закупках. Он включает в себя предложения по оптимизации и унификации деятельности отдельных видов юридических лиц на всех стадиях закупки. Предполагается, что они могут быть включены в положение о закупках, принимаемое заказчиками. Стандарт разработан прежде всего для установления и поддержания открытости и прозрачности закупочного процесса, борьбы с коррумпированными элементами в этой сфере и увеличения эффективности расходования средств заказчиков.

Так, ФАС России советует включить в положение о закупках исчерпывающий перечень применяемых способов закупки. Предпочтение антимонопольный орган отдает таким способам, как аукцион и конкурс, считая их наиболее открытыми и прозрачными. Запрос котировок, предложений, по мнению ведомства, целесообразно применять, когда возникает необходимость обеспечить срочные, неотложные нужды заказчика при небольшой сумме начальной (максимальной) цены договора, порог которой установлен в положении о закупке.

К сокращению издержек проведения закупочных процедур, повышению профессионализма участников этого процесса приводят консолидированные (совместные) закупок, оформленные соглашением между заказчиками. Однако, осуществляя такие закупки, необходимо учитывать ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством, в частности статьями 11 и 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Антимонопольная служба приводит перечень методов, которые помогут минимизировать риск конфликта интересов. В частности, предлагается установление в положении о закупке запретов на координацию деятельности участников закупок, на ведение переговоров, не предусмотренных положением о закупке, на нарушение конфиденциальности сведений, содержащихся в заявках, предложениях участников и т.д.

Регулятор предостерегает также от объединения в один лот технологически и функционально не связанных между собой товаров, работ, услуг; установления необоснованных требований, ограничивающих доступ к участию в закупке; необоснованного укрупнения предмета закупки и закрепление требований, которым соответствует товар единственного производителя, в том числе безальтернативное указание на товарный знак, модель, марку товара. Такие рекомендации, безусловно, обобщают правоприменительную практику и направлены на предотвращение наиболее грубых нарушений в процессе осуществления закупок отдельными видами юридических лиц.

Вместе с тем, по мнению ФАС России, следует включить в положения о закупках заказчиков возможность применения к недобросовестным участникам антидемпинговых мер, не раскрывая их содержания. Такая политика может привести к тому, что каждый заказчик будет устанавливать антидемпинговые меры согласно своему пониманию. В сфере государственных закупок, например, применяются конкретные антидемпинговые меры в форме дополнительных требований к участникам, снизившим начальную (максимальную) цену договора на 25% и более (требование обеспечения исполнения договора в большем размере, чем предусмотрено документацией о проведении закупки, подтверждение добросовестности и т.д.).

Как отмечает ФАС России, необходимо устанавливать требование по обеспечению не только исполнения договора, но и заявки на участие в закупке. Формулировка второго требования, использованная антимонопольной службой, может стать барьером на пути малых и средних предприятий к участию в закупочном процессе, так как антимонопольный орган не рекомендует конкретный, в том числе максимальный, размер обеспечения, что может привести к произвольному толкованию заказчиками этих положений Стандарта. В сфере государственных закупок, например, установлены общие (от 0,5 до 5% от цены контракта) и специальные (1% от цены контракта, если при проведении аукционов начальная цена не превышает 3 млн руб.) требования к определению размера обеспечения заявки.

Для унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц целесообразно включить в Стандарт перечень рекомендуемых к применению заказчиками антидемпинговых мер, а также установить конкретные, в том числе максимальные, размеры обеспечения заявок на участие в закупках.


Елена Соколовская,

главный эксперт журнала

«Конкуренция и право»



[1] Далее – Стандарт.

[2] Далее – Закон о закупках.


29 сентября 2015 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.








 

№ 2, 2019 (март-апрель)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?