О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

«Яндекс» оштрафован за ненадлежащую рекламу
20 сентября 2019 г.

В Подмосковье выявлены признаки картеля на конкурсе по взысканию задолженности по взносам на капремонт
20 сентября 2019 г.

Представители государства, бизнеса и юристы обсудили, нужна ли легализация параллельного импорта в России
20 сентября 2019 г.

ЕЭК и ТПП РФ проведут совместные заседания с участием бизнесменов России
20 сентября 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17725
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 13154
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 13078
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 19394
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 15667
 Обзоры

 Анонcы

XI ежегодная конференция «Антимонопольное регулирование в России»
Деловая газета «Ведомости», Ассоциация антимонопольных экспертов и ФАС России приглашают принять участие в XI ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России», которая пройдет 25 октября 2019 г. в Москве и 27–28 октября 2019 г. в Брюсселе.
Полный текст
V Compliance Case Forum 2020
28–29 ноября 2019 г. в Москве пройдет V Compliance Case Forum 2020. Организатор форума – компания Business Summit of Future.
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Изменения в ответственности за ненадлежащую...
Изменения в ответственности за ненадлежащую рекламу


С 11 июля 2015 года существенно увеличены размеры штрафов за распространение рекламы с нарушением требований законодательства.

Федеральным законом от 29.06.2015 № 175-ФЗ «О внесении изменений в статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 14.3 КоАП РФ дополнена частью 6, предусматривающей ответственность за распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее. За указанное правонарушение может быть наложен административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 300 до 800 тыс. руб.

Ранее за подобное правонарушение к кредитным организациям применялась часть 1 ст. 14.3 КоАП РФ, согласно которой на должностных лиц мог быть наложен административный штраф от 4 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 до 500 тыс. руб.

Напомним, что требования к рекламе финансовых услуг, в том числе к рекламе кредитов и займов, установлены ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». В данной норме перечислены сведения, которые в обязательном порядке должны содержаться в распространяемой рекламе и которые не могут быть указаны в ней.

Вносимые изменения в КоАП РФ корреспондируют ч.3 ст. 28 Федерального закона № 38-ФЗ, в соответствии с которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), рассчитываемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» для заемщика, и влияющие на нее.

Влияющие на полную стоимость кредита условия перечислены в ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Также в п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» предусмотрен примерный перечень условий, влияющих на стоимость кредита, среди них условия о:

 

  • размере процентной ставки,
  • сумме и сроке кредита,
  • платежах и комиссиях по кредитным операциям,
  • о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

 

При этом, как указал ВАС РФ, рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов.

Однако возникает вопрос о том, насколько теперь актуально данное разъяснение ВАС РФ с учетом внесенных изменений в КоАП РФ. Пока неочевидно, как повернется практика правоприменительных органов: будут ли они требовать раскрытия размера дополнительных расходов или будет достаточно простого указания на полную стоимость кредита.

По мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) (контролирующий орган в сфере соблюдения требований законодательства о рекламе1), к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены:

 

  • сумма потребительского кредита (займа),
  • срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа),
  • валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем),
  • процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

 

Как усматривается из позиции ФАС России, отдельные условия, влияющие на стоимость кредита, в предложенном перечне не поименованы. Однако при рассмотрении конкретного случая ФАС России не связана положениями данного письма и может руководствоваться нормами действующего законодательства.

Исходя из содержания тех изменений, которые внесены в КоАП РФ, можно предположить, что указание полной стоимости кредита в рекламе стоит рассматривать как соблюдение требований закона, так как не имеет места какого-либо введения в заблуждение потенциальных клиентов. Однако, как будет складываться правоприменительная практика и будут ли штрафовать кредитные организации за рекламу, содержащую полную стоимость кредита, без специального перечисления условий, влияющих на такую стоимость, сказать сложно.

Кроме того, согласно п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ № 58 наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников кредитной организации, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с текущей правоприменительной практикой2 кредитная организация может быть оштрафована за размещение отдельной рекламной информации, которая также влияет на стоимость кредита, мелким шрифтом.

Однако, по нашему мнению, ответственность в данном случае должна наступать в соответствии с частью 1, а не частью 6 ст. 14.3 КоАП РФ.

Также необходимо напомнить, что распространение рекламы по сетям электросвязи (в частности посредством SMS-сообщения) допускается при наличии предварительного согласия абонента (ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и ст. 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»; ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»).


Комментарий подготовлен

юридической компанией «Пепеляев Групп»

 

1 См. п. 2 письма ФАС России от 31.07.2014 № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг».

2 См., например, Определение ВАС РФ от 24.07.2014 № ВАС-9276/14 по делу № А40-3435/2014, Постановление ФАС Московского округа от 23.05.2013 по делу № А40-122589/12-21-1173.


13 июля 2015 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.









 

№ 3, 2019 (май-июнь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?