О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

ФАС России не поддержала идею создать единого поставщика ТВ
21 августа 2019 г.

«МегаФон» выиграл иск против ФАС России по банковским СМС-рассылкам
21 августа 2019 г.

Анонс: 22 августа состоится подписание меморандума о создании Совместного российско-белорусского экспертного совета по вопросам развития конкуренции на социально значимых рынках
21 августа 2019 г.

Тамбовское УФАС России проверит цены на керосин в аэропорту Тамбова
20 августа 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17613
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 12916
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 12382
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 18463
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 15325
 Обзоры

 Анонcы

VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС
16–19 сентября 2019 г. в Москве состоится VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС.
Полный текст
Евразийский форум по картелям
16 сентября 2019 г. в Москве пройдет Евразийский форум по картелям. Организаторы мероприятия – информационно-просветительский ресурс LF Академия и НП «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» при поддержке ФАС России и Петербургского международного юридического форума.
Полный текст
XI ежегодная конференция «Антимонопольное регулирование в России»
Деловая газета «Ведомости», Ассоциация антимонопольных экспертов и ФАС России приглашают принять участие в XI ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России», которая пройдет 25 октября 2019 г. в Москве и 27–28 октября 2019 г. в Брюсселе.
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Пульс антимонопольного правоприменения – 2014:...
Пульс антимонопольного правоприменения – 2014: так ли уж отличается центральный аппарат?


Опубликованные в начале прошлого года статистические показатели[1], основанные на данных 2012 и 2013 гг., прояснили картину российского антимонопольного правоприменения: необычайно активное по мировым меркам антимонопольное ведомство, преобладание дел в отношении относительно небольших компаний и низкие стандарты доказывания. Эти факты обсуждались общественностью[2] и экспертами[3], органы власти начали искать способы, как повысить качество расследования нарушений законодательства о конкуренции[4]. Но привело ли это к изменениям в правоприменении?

Сведения за 2014 г. показывают, что существенных перемен не произошло. Количество рассмотренных дел, частота отмены решений и постановлений антимонопольного органа и дел с эмпирическим анализом рынка (т.е. с опросом, анкетированием или тестом гипотетического монополиста), а также процент дел в отношение компаний с оборотом менее 1 млрд руб демонстрируют постоянство. Снижение же процента дел, по которым суд пришел к выводу о малозначительности нарушения, «компенсируется» уменьшением процента дел, касающихся крупнейших компаний страны и обычно считающихся приоритетными в работе антимонопольной службы.

Вновь собранные данные позволяют также обсуждать особенности дел центрального аппарата (далее – ЦА) ФАС России. Многие юристы-практики возлагают на него особые надежды, полагая, что, если наделить тот или иной созданный на базе ЦА коллегиальный орган функцией внутриведомственного обжалования решений, это позволит исправить допущенные на местах ошибки.

Статистика показывает, что практика ФАС России действительно отличается от практики территориальных управлений (далее также – ТУ). Среди дел ЦА преобладают относительно более сложные, а именно по ст. 11 (80% против 15% в делах ТУ). Дела ЦА связаны с существенно более высоким средним штрафом (59 млн против 5 млн руб.) и рассматриваются судами намного дольше (в среднем 260 дней от подачи заявлений до решения первой инстанции против 160 дней). Среди этих дел нет ни одного, которое суд первой инстанции признал бы малозначимым.

В конечном счете это приводит к определенным отличиям в основных показателях мониторинга. Так, гораздо чаще отменяются в судах решения ЦА, чем территориальных управлений, что неудивительно. Типичные обвинения со стороны ТУ: «необоснованно ограничили подачи электричества», «взяли плату за опломбировку счетчика», «невовремя починили бойлер», «подавали в дома воду заниженной температуры» – более просты в доказывании, чем дела о разделе рынка или манипулировании ценой электричества на оптовом рынке.

Теми же структурными особенностями можно объяснить не отличающийся от среднего показатель дел в отношении крупнейших компаний и повышенный процент дел против компаний с оборотом менее 1 млрд руб.: участниками дел по ст. 11 могут быть не только доминирующие компании, что снижает значение их оборота.

Однако особая сложность не влечет повышенного стандарта доказывания, по крайней мере в экономической части расследований. Эмпирический анализ рынка проводится лишь несколько чаще, чем в делах территориальных управлений (2,5% против 1,1%), а частота упоминаний той или иной статистики не отличается от средней по всем делам – 1%. Это заставляет усомниться в том, что ключ к совершенствованию правоприменения – в переносе рассмотрения дел из регионов в Москву.

 

Показатель мониторинга «Pulse»

2012 г.

2013 г.

2014 г.

(все дела)

2014 г.

(дела ЦА)

Количество рассмотренных дел

1905

1539

1448

81

Дела, по которым удовлетворены требования, %

45

42

44

70

Дела с эмпирическим анализом рынка, %

1

1

1

2

Дела в отношении 100 крупнейших компаний, %

12

11

6

5

Дела в отношении малого и среднего бизнеса, %

39

37

35

45

Малозначимые дела, %

7

8

3

0

Дела-«сироты», %

4

5

8

9

 



Вадим Новиков,

антимонопольный экономист, ст.н.с. РАНХиГС при Президенте РФ, член

Экспертного совета при Правительстве РФ

 



[1] Новиков В. Пульс антимонопольного правоприменения – 2014 // Конкуренция и право. 2014. № 1.

[2] См., например: выпуск передачи «Познер» от 22 декабря 2014 г. (http://pozneronline.ru/2014/12/9952/4/).

[3] См., например: Мосунова Н. Реформа антимонопольных органов: опыт Бразилии // Конкуренция и право. 2014. № 3.

[4] См.: сообщения о разработке Минэкономразвития России Концепции первоочередных мер социально-экономического развития (Титов С., Товкайло М. Минэкономразвития предлагает реформировать ФАС // Ведомости. 23.01.2014), Доклад-2014 Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (http://doklad.ombudsmanbiz.ru/); Перечень поручений Председателя Правительства РФ по итогам встречи Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросу развития бизнес-климата и конкуренции в Российской Федерации 23 июня 2014 года (http://open.gov.ru/upload/iblock/f93/f93e2fafb20c5d951e8d33a87d9a307c.pdf); План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р.).


19 февраля 2015 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.









 

№ 3, 2019 (май-июнь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?