Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Суд подтвердил законность штрафа ФАС в отношении ПАО «МОЭК»
17 июня 2019 г.

Госдума поручит ФАС проверить навязывание банками страховых услуг
17 июня 2019 г.

Правительство Самарской области и две компании вступили в антиконкурентное соглашение
17 июня 2019 г.

Госдума приняла закон об административной ответственности за нарушения при исполнении госконтрактов в сфере гособоронзаказа
16 июня 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17330
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 12596
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 11127
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 17147
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 14754
 Обзоры

 Анонcы

«Комплаенс и антикоррупция в России и СНГ»
27–28 июня 2019 г. в Москве состоится 6-я ежегодная конференция «Комплаенс и антикоррупция в России и СНГ», организованная компанией Dialog Management Partners.
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Телеком: национальный и международный контроль
Телеком: национальный и международный контроль


Появление новых и развитие существующих технологий обусловливают чрезвычайно быстрый рост и изменения на рынке телекоммуникационных каналов связи (ТКС) как в России, так и во всем мире.

Эта отрасль отличается высокой степенью монополизации и сосредоточением больших долей у весьма ограниченного круга основных игроков. При этом телекоммуникационный рынок является комплексным и подразделяется на множество сегментов в зависимости от их продуктовых границ.

ФАС России может определить продуктовые границы достаточно широко – например, услуги связи в целом, но в большинстве случаев исходит из конкретного типа предоставляемых операторами услуг. Так, выделяются рынки подвижной и фиксированной радиотелефонной связи, широкополосного доступа в Интернет и кабельного вещания и иные, на которых обращаются услуги конечным пользователям.

Особо следует отметить сегмент интерконнекта. К нему относятся рынки международного и национального роуминга – как абонентского, так и операторского, а также различные рынки, продуктовыми границами которых являются услуги, оказываемые операторами друг другу для обеспечения своей деятельности: аренда каналов связи, предоставление инфраструктуры и т.д.

Телекоммуникационные рынки характеризуются высокой концентрацией, что серьезно влияет на число нарушений антимонопольного законодательства. Всегда есть вероятность, что в действиях игроков будут обнаружены признаки злоупотребления доминирующим положением. Причем компании могут допускать антимонопольные нарушения как индивидуально, так и коллективно. Существует большое количество дел, связанных с нарушениями субъектами рынка порядка ценообразования – установлением разных тарифов:

 

  • на услуги широкополосного доступа в Интернет и кабельного вещания в одних географических границах (в рамках одного муниципального образования);
  • для разных групп абонентов или различной абонентской платы в рамках одного тарифа в зависимости от места жительства абонента.

 

Кроме того, положение сотовых операторов и иных участников рынка позволяет им необоснованно завышать цены и тарифы на предоставляемые услуги. Зачастую операторы связи имеют возможность навязывать абонентам те или иные услуги или устанавливать для них невыгодные или дискриминационные условия, например в части порядка и периодов оплаты. Разумеется, это попадает в поле зрения антимонопольного органа.

Стоит оговориться, что особенности рыночной ситуации в сфере ТКС создают предпосылки для нарушения операторами прав не только абонентов, но и друг друга.

Ценовые вопросы всегда вызывают общественный резонанс, и услуги связи как неотъемлемый элемент повседневной жизни и залог функционирования многих социальных процессов не исключение. Одной из наиболее животрепещущих проблем правового регулирования является ценообразование в области роуминга. По данным антимонопольного органа, цены на эти услуги существенно завышаются операторами, что позволяет им получать необоснованную прибыль (до 87%).

В сентябре 2014 г. ФАС России приняла решение разработать «дорожную карту» по снижению тарифов в роуминге, призванную обеспечить здоровую конкуренцию в этой сфере. Основными принципами, на которые будет опираться этот документ, должны стать эффективность конкурентной борьбы, взаимодействие антимонопольных органов и участников рынка, отсутствие дискриминации абонентов и операторов.

По словам представителей антимонопольного ведомства, мероприятия по реализации «дорожной карты» будут подразделены на две стадии. Планируется, что сначала сотовые операторы по собственной инициативе предпримут действия по снижению цен на услуги роуминга и обеспечению здоровой конкуренции. Вторая стадия предусматривает активную разработку российскими и зарубежными антимонопольными органами мер реагирования. Это может выразиться как в проведении проверок и возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства, так и во введении прямого тарифного регулирования. Последний вариант представляется экстремальным, и можно предположить, что сотовые операторы, стараясь избежать такого исхода, пойдут на сотрудничество с антимонопольной службой. Но совсем исключать неблагоприятного для игроков рынка развития событий нельзя.

В свете реализации мероприятий, предусмотренных «дорожной картой», важное значение приобретает планируемое расширение полномочий Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Как предполагается, с 2015 г. она сможет проводить расследования на трансграничных рынках и рассматривать дела о нарушении единых правил конкуренции [1]. В результате ЕЭК получит высокую степень компетенции и в области телекоммуникаций, в частности сможет рассматривать заявления о наличии нарушения в области связи, проводить анализ договоров и других соглашений между операторами, исследовать переписку сторон, тарифы, их динамику. В рамках осуществления этих полномочий ЕЭК будет вправе также запрашивать и получать информацию, в том числе конфиденциальную, необходимую для принятия решений.

Таким образом, с начала следующего года антимонопольное регулирование усилится: ЕЭК получит возможность контролировать состояние конкуренции на трансграничных рынках, а ФАС России – на национальных. Этот факт может существенно повлиять на телекоммуникационную сферу.

Как прогрессивно меняющийся и значимый для общества сегмент экономики, сфера ТКС требует пристального внимания государства в целом и антимонопольного ведомства в частности. Но хотелось бы надеяться, что это не обернется избыточным регулированием и установлением барьеров и жестких рамок, мешающих здоровому и естественному развитию отрасли.

Елена Соколовская,

главный эксперт журнала

"Конкуренция и право" 




[1] Решение Высшего Евразийского экономического совета от 24 декабря 2013 г. № 58 «О передаче Евразийской экономической комиссии полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства».


19 ноября 2014 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.








 

№ 2, 2019 (март-апрель)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?