Подписка
О журнале   Архив   Авторам   Контакты Главные сюжеты Выбор редакции Обзоры Конференции English  
Новости и события

ФАС России планирует заключать тройственные регуляторные контракты в тарифной сфере
24 июля 2017 г.

ФАС России проводит анализ рынка барьерных контрацептивов с целью разработки механизмов снижения цен
24 июля 2017 г.

Анонс: 27 июля замглавы ФАС России Андрей Цыганов подведет итоги проконкурентных и антиконкурентных региональных практик
24 июля 2017 г.

Принят закон о допгарантиях обеспечения интересов РФ при осуществлении иностранных инвестиций в стратегические предприятия
24 июля 2017 г.

все новости
 Самое читаемое

- Верховный Суд РФ задает вектор развития антимонопольного законодательства
664
- Бизнес и кафедры конкурентного права: точки взаимодействия
170
- Апелляция по ГОСТу
3416
- Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
1804
- Возможности vs риски
1805
- Битва за «Антигриппин»: гордость без предубеждения
3300
Обзоры

Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 27, за 10–16 июля 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 26, за 3–9 июля 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 25, за 26 июня – 2 июля 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 24, за 19–25 июня 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 23, за 13–18 июня 2017 г.
архив



Главная /  КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 2, 2017 (март-апрель)
КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 2, 2017 (март-апрель)

СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА

Тарифная политика: смена подходов

Тарифное регулирование в России ждут перемены. Меры по его оптимизации предусматривает разрабатываемый Указ Президента РФ об утверждении Национального плана развития конкуренции на 2017–2019 гг. Кроме того, пакет законодательных изменений готовит Федеральная антимонопольная служба. Перечень предлагаемых изменений комментирует главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская.

ТЕМА НОМЕРА

ТАРИФЫ: БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ

Тарифный апгрейд

Каким образом антимонопольное ведомство планирует выстраивать новую архитектуру тарифной политики? На какие методы регулирования делается ставка и почему формула «тарифы от затрат» дискредитировала себя? Когда возможно гибкое регулирование и какие рынки стоят на пороге дерегулирования? На вопросы нашего журнала отвечает заместитель руководителя ФАС России Анатолий Николаевич Голомолзин.

Досудебное урегулирование тарифных споров. Курс на унификацию

После получения в 2015 г. полномочий ФСТ России антимонопольное ведомство рассмотрело сотни заявлений о тарифных спорах и разногласиях. Работая над этими заявлениями, ФАС России обнаружила целый комплекс проблем. Как служба планирует их решить на законодательном уровне, рассказывает начальник Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Юлия Юдина.

Ставка на эффективность

Среди новых подходов в области тарифного регулирования – индексация тарифов регулируемых субъектов рынка при условии снижения ими издержек. Какие меры станут стимулом для таких компаний искать внутренние резервы эффективности и сокращать затраты? Какие критерии экономической обоснованности нормативов затрат следует использовать? Об этом рассуждают участники опроса редакции: руководитель антимонопольного направления, юридическая поддержка OOO «СИБУР», член Ассоциации антимонопольных экспертов Екатерина Горшкова, директор по корпоративной политике ПАО «Юнипро» Елена Габдулхаева и директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор Андрей Шаститко.

Тарифное регулирование. Единый закон vs отраслевые нормы

ФАС России разработала концепцию законопроекта «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». В ней антимонопольное ведомство указывает на основные, с его точки зрения, проблемы тарифного регулирования: его разрозненность и неопределенность, а также отсутствие четких и прозрачных процедур установления тарифов и рассмотрения споров. И предлагает определить нормы по тарифному регулированию в едином законе, исключив их из отраслевого законодательства. Развернутого обоснования этой идеи, а также анализа эмпирических данных, подтверждающих, что именно рассмотренные проблемы наиболее важные для тарифного регулирования, в Концепции не приведено. Между тем эта инициатива вызывает вопросы. К чему может привести реализация новелл регулятора, размышляет руководитель Департамента анализа и развития рынков НП «Совет производителей энергии», кандидат экономических наук Станислав Шубин.

В ФОКУСЕ

«Секретные» материалы: порядок доступа

Четвертый антимонопольный пакет дополнил Закон о защите конкуренции статьей, которая устанавливает порядок доступа к содержащим коммерческую тайну материалам дела участвующих в нем лиц. Ведущий юрист корпоративной практики «Пепеляев Групп» Евгений Мушта, изучив новое правовое регулирование, приходит к выводу, что оно вызывает вопросы и требует доработки.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Каковы первые результаты введения внутриведомственной апелляции в ФАС России? Увеличилось ли число картелей в 2016 г.? Какие нарушения Закона о торговле наиболее распространены? Какую ответственность предлагает установить регулятор за воспрепятствование проведению проверок должностным лицом антимонопольного органа? Об этом – в рубрике «Цифры и факты».

МАСТЕР-КЛАСС

Политика отбора контрагентов: практикум

Антимонопольная комплаенс-программа предполагает разработку, внедрение и эффективное применение специальных политик и процедур по предотвращению антимонопольных рисков. При этом назначение политики отбора контрагентов в этой системе более широкое и не ограничивается исключительно предотвращением рисков. Прежде всего она, помогая воплотить принцип «знай своего клиента», определяет общие обязательные условия должной осмотрительности и осторожности во взаимоотношениях с деловыми партнерами. Комплаенс-менеджер, юрист, LL.M., член Ассоциации антимонопольных экспертов Юлия Глубокая описывает основные требования к политике отбора контрагентов и дает ряд рекомендаций.

«Естественный отбор» поставщиков

На политику отбора контрагентов в немалой степени влияют налоговые риски. Как известно, практика налоговых органов, поддерживаемая судами, включая высшие, исходит из обязанности компаний проявлять осмотрительность при выборе поставщиков. Если во время налоговой проверки выяснится, что поставщик оказался однодневкой, компания может потерять право на учет расходов по налогу на прибыль и вычеты по НДС, ей будет грозить начисление пеней и штрафов. Какие факторы нужно учесть при отборе поставщиков и как получить необходимую информацию о потенциальном контрагенте, рассказывает руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Дела о картелях: роль экономических доказательств

C введением обязательного анализа состояния конкуренции при расследовании дел о картелях большее, чем раньше, значение получили экономические показатели товарного рынка, на котором заключается антиконкурентное соглашение. Как ФАС России и арбитражные суды используют и оценивают экономические доказательства по подобным спорам? Отвечает юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Ксения Кожина.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Проблемы законодательства о гособоронзаказе и пути их решения

Анализ правоприменительной практики позволяет выявить проблемы регулирования в сфере государственного оборонного заказа. Начальник Юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России, кандидат экономических наук, магистр права Игорь Башлаков-Николаев рассматривает основные из них и выясняет, какие изменения законодательства смогут сделать размещение государственного оборонного заказа более эффективным.

Закупочные обязательства: планы и реальность

Россия на законодательном уровне предоставляет немало привилегий в сфере закупок государствам – участникам ЕАЭС. Так, для товаров и услуг, которые производятся на территории Союза, сделаны исключения из запретов на допуск продукции иностранного производства, на ограничение допуска и установление специальных условий. Это способствует повышению спроса на товары и услуги из государств-участников и укреплению их конкурентоспособности. Кроме того, будет запущена единая закупочная площадка для стран СНГ. Что удалось реализовать, а что так и осталось в планах, анализируют юрисконсульты-эксперты ПАО «МегаФон» Руслан Алиев и Юлия Свиридова.

МИРОВОЙ ОПЫТ

Допустимость вертикальных соглашений. Правила ЕС

Вертикальное соглашение – форма взаимодействия компаний, которые работают на разных уровнях реализации одной и той же продукции. Сторона соглашения поставляет другой товар для его последующей продажи. Такие соглашения могут ущемлять права конечных потребителей или содержать недопустимые исходя из антимонопольного законодательства ограничения для дистрибьюторов, но сам факт их заключения не является ограничением конкуренции. Интересны условия допустимости ограничивающих конкуренцию вертикальных соглашений в рамках Евросоюза. Европейский опыт регулирования изучает юрист Юридического департамента ЗАО «Рено Россия» Кирилл Козин.

СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР

Уведомление временного управляющего лица, привлекаемого к административной ответственности, не является надлежащим исполнением обязанности по уведомлению такого лица. Если антимонопольное дело рассмотрел некомпетентный территориальный орган ФАС России, это является основанием для отмены его решений. Эти и другие выводы судов вы найдете в судебном навигаторе, который подготовила юрист санкт-петербургской корпоративной практики «Пепеляев Групп» Елена Рыбальченко.


Вход для пользователей
Зарегистрироваться

 

№ 2, 2017 (март-апрель)

По какой отрасли бизнеса вам наиболее интересны публикации?