Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

«Билайн» оштрафован на 400 тыс. руб. за рассылку спама
22 июля 2019 г.

Минфин России: преференции в госзакупках получает только 45% конкурентоспособной продукции из РФ
22 июля 2019 г.

Правительство РФ ввело переходный период для банков, выдающих гарантии для госзакупок
22 июля 2019 г.

ФАС России выявила новые нарушения на торгах департамента природопользования Владимирской области по обращению с ТКО
22 июля 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17467
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 12761
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 11686
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 17684
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 15092
 Обзоры

 Анонcы

VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС
16–19 сентября 2019 г. в Москве состоится VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС.
Полный текст



Главная /  КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 5, 2014 (сентябрь-октябрь)
КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 5, 2014 (сентябрь-октябрь)


Сегодня все большее значение для компаний в различных областях рыночной деятельности приобретает соблюдение норм антимонопольного законодательства. Это обусловлено тем, что последствия разбирательств в ФАС России грозят не только крупными штрафами и ограничениями, но и существенными репутационными рисками. Один из наиболее прогрессивных подходов к снижению вероятности возникновения антимонопольных нарушений заключается в том, чтобы выработать специальную систему их предупреждения – так называемую систему антимонопольного комплаенса.

Важнейшими его элементами являются внутренние документы, закрепляющие стандарты ведения компанией коммерческой деятельности. Их разработка и внедрение позволяют существенно снизить предпринимательские риски, в том числе вытекающие из антимонопольного законодательства.

К таким документам может относиться: политика по отбору контрагентов и взаимодействию с ними, устанавливающая критерии, по которым компания заключает договоры с теми или иными контрагентами, прекращает отношения с ними. Другим примером служит ценовая политика, регламентирующая коммерческие условия взаимодействия с контрагентами, условия предоставления скидок и премий. Компании, занимающейся активной маркетинговой и рекламной деятельностью, может потребоваться документ, регламентирующий проведение таких акций, а также их соответствие законодательству о рекламе и защите конкуренции. Иногда разные сферы коммерческой деятельности в рамках построения системы антимонопольного комплаенса могут быть охвачены комплексным документом, таким как коммерческая (торговая, сбытовая) политика. Кроме того, может быть разработана антимонопольная политика, непосредственно устанавливающая правила соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении организацией хозяйственной деятельности.

Подобные документы достаточно широко внедряются в зарубежных компаниях, зачастую распространяющих эту практику на свои российские дочерние общества. Однако не всегда инициатива исходит от самих хозяйствующих субъектов. Так, ФАС России по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства неоднократно выносила предписания с требованиями о разработке того или иного документа, «исправляющего» те аспекты коммерческой деятельности компании, которые к ним привели. Такая форма реагирования антимонопольного органа применялась на различных рынках: фармацевтическом, нефти и нефтепродуктов, в розничной торговле и др.

Необходимо отметить, что внедрение внутренних документов и политик – только один из этапов построения системы антимонопольного комплаенса. Ему должна предшествовать тщательная оценка антимонопольных рисков, сопутствующих деятельности той или иной компании. Завершением же процесса должно стать не просто принятие внутренних документов, но и обеспечение их эффективности путем создания соответствующих функций (в частности, формирование в компании обособленной структуры антимонопольного контроля).

Каким образом будет развиваться практика внедрения антимонопольного комплаенса в различных сегментах российского рынка, пока неизвестно. Подтолкнуть компании к тому, чтобы самим построить комплаенс-систему, позволяющую минимизировать антимонопольные риски, можно с помощью средств поощрения при привлечении к ответственности. Таким средством могло бы стать включение в КоАП РФ специального смягчающего обстоятельства, предусматривающего, что компания, внедрившая систему антимонопольного комплаенса, вправе претендовать на снижение размера административной ответственности в случае выявления правонарушения.

На сегодня в Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования на 2013–2024 гг. в качестве одного из мероприятий закреплены разработка и внедрение на законодательном уровне нормы, стимулирующей внедрение систем комплаенса (корпоративных мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства) среди хозяйствующих субъектов, ассоциаций (союзов) участников товарных рынков. Конкретных законодательных норм по реализации этого мероприятия пока нет. Очевидно, что антимонопольным органом должны быть установлены критерии, которым должна соответствовать подобная система, меры, стимулирующие ее разработку и внедрение, а также механизм оценки ее эффективности.

Безусловно, стандарты антимонопольного комплаенса должны быть сформированы с учетом международного опыта, а также с привлечением экспертного и бизнес-сообщества. Только в этом случае можно будет ожидать создания фундаментальных и действенных принципов построения комплаенс-системы в России.

 

Елена Соколовская,

главный эксперт




 

№ 2, 2019 (март-апрель)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?