Подписка
О журнале   Архив   Авторам   Контакты Главные сюжеты Выбор редакции Обзоры Конференции English  
Новости и события

«Грузовичкофф» подозревают в нарушении Закона о рекламе
21 июля 2017 г.

Большинство участников мониторинга «Честная цена» считают необходимым законодательно запретить возврат нереализованной продукции
20 июля 2017 г.

Госдума приняла закон об «альтернативной котельной»
20 июля 2017 г.

ФАС России: аукционы на два участка недр Ведугинского месторождения золота прошли с нарушениями
20 июля 2017 г.

все новости
 Самое читаемое

- Верховный Суд РФ задает вектор развития антимонопольного законодательства
642
- Бизнес и кафедры конкурентного права: точки взаимодействия
148
- Апелляция по ГОСТу
3406
- Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
1744
- Возможности vs риски
1794
- Битва за «Антигриппин»: гордость без предубеждения
3291
Обзоры

Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 27, за 10–16 июля 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 26, за 3–9 июля 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 25, за 26 июня – 2 июля 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 24, за 19–25 июня 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 23, за 13–18 июня 2017 г.
архив



Главная /  Конкуренция и право № 1, 2014 (январь-февраль)
Конкуренция и право № 1, 2014 (январь-февраль)

Новый год – не исключение

В 2012 г. накануне новогодних праздников была принята «дорожная карта» по развитию конкуренции в Российской Федерации. На протяжении 2013 г. ФАС России, назначенная координатором действий по исполнению плана, реализовала ряд организационных мер. Так, под ее началом были проведены межведомственные совещания с участием органов государственной власти – ответственных исполнителей «дорожной карты». Но несмотря на то, что определенные шаги уже сделаны, можно констатировать, что прошедший период был подготовительным, а бóльшая часть работы придется на ближайшие годы.

2014 г. знаменует новый этап в реализации утвержденного плана мероприятий. В рамках программы предполагается развивать конкуренцию в субъектах Федерации и в сфере естественных монополий, снижать государственную долю в экономике, способствовать предпринимательству в рамках антимонопольного контроля, а также обеспечивать защиту прав потребителей и осуществлять отраслевые меры по развитию конкуренции на различных рынках. Можно предположить, что традиционно наиболее пристальное внимание антимонопольные органы уделят рынкам лекарственных средств и медицинских услуг, связи, транспорта и грузоперевозок, а также сырьевым сегментам рынка. Многие вопросы об итогах действия «дорожной карты» и о планах ее реализации разъяснил заместитель руководителя ФАС России А.Г. Цыганов, интервью с которым публикуется в этом номере.

Крупные изменения произойдут также в сфере размещения государственных заказов товаров, работ и услуг для государственных нужд. ФАС России и территориальные антимонопольные органы должны будут уделить повышенное внимание контролю за соблюдением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившего в силу с 1 января 2014 г.. Хотя значительная часть положений нового Закона основана на ранее действующем законодательстве о государственных закупках, можно ожидать, что, прежде чем практика применения нового порядка осуществления закупок приобретет стабильность, потребуется много разъяснений и уточнений со стороны Службы, а также судебное толкование.

«Дорожная карта» предусматривает создание механизма досудебного обжалования решений территориальных органов ФАС России. Это повлечет разделение административного процесса по принятию решений на два этапа. Реализация этой меры запланирована на весну 2015 г., однако подготовительные процедуры должны будут начаться уже в этом году.

В июле прошлого года Президиум ФАС России принял Стратегию развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на 2013–2024 гг. Она представляет собой программный документ и предполагает как законотворческие мероприятия, так и меры по оптимизации деятельности антимонопольного органа.

Среди прочего Стратегия предусматривает постепенный переход от индивидуальной защиты интересов физического лица к защите интересов неопределенного круга физических лиц в случае нарушения их прав хозяйствующим субъектом. Это соотносится с инициативой введения в российское процессуальное законодательство коллективных исков. Регламентирующий их законопроект вызвал широкую полемику в юридическом и предпринимательском сообществе. Представляется, что споры о коллективных исках не утихнут и в наступившем году.

Как одно из приоритетных направлений развития конкуренции Стратегия предусматривает усовершенствование институтов международного сотрудничества в сфере антимонопольного регулирования. Этот вектор развития антимонопольного законодательства и деятельности антимонопольных органов приобретает особое значение с учетом Рекомендаций ОЭСР, которые были даны Российской Федерации летом 2013 г. Рекомендации предусматривают комплекс мер, направленных на улучшение конкурентной среды на территории России. О международном сотрудничестве антимонопольных ведомств рассказал в интервью нашему журналу генеральный директор Федерального конкурентного ведомства Австрии доктор Теодор Таннер.

Сфера антимонопольного регулирования развивается бурными темпами все последние годы. Учитывая принятые и запланированные законотворческие и организационные инициативы законодателя, ФАС России и иных государственных органов, можно с уверенностью сказать, что 2014 г. не станет в этом отношении исключением.

 

Елена Соколовская,

главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

 

Содержание  

 

Тема номера – «Антимонопольные инициативы»

 

О прорывных инициативах, роденовском «Мыслителе» и лучшем в мире законе о конкуренции

2013 г. был насыщенным на события в сфере развития конкуренции, которые вызвали ожесточенные дискуссии и общественный резонанс. Какие из них можно назвать антимонопольным прорывом года, а какие – антисобытием? Чего ждать от 2014 г. и каких рисков опасаться? Заместитель руководителя ФАС России Андрей Геннадьевич Цыганов подводит итоги прошедшего года и рассказывает о ближайших планах ведомства. 

«Мы с интересом следим за изменениями в сфере конкуренции в России»

В эксклюзивном интервью главному эксперту журнала «Конкуренция и право» Елене Соколовской генеральный директор австрийского Федерального конкурентного ведомства (ФКВ) доктор Теодор Таннер рассказал об особенностях антимонопольного регулирования в Европе, о сотрудничестве разных стран в решении проблем контроля за конкуренцией и, в частности, о деятельности международной рабочей группы, созданной на базе антимонопольных служб Австрии и России. 

Иностранные инвестиции: либеральные  поправки

Законодательство об иностранных инвестициях в стратегические общества развивалось и совершенствовалось в течение последних пяти лет. Постепенно удалось создать механизм, характеризующийся достаточным уровнем прозрачности. Понимая важность его соответствия сегодняшним реалиям, ФАС России  разработан проект о внесении изменений в Закон № 57-ФЗ, который может быть принят в ближайшее время. Юрист компании «Пепеляев Групп» Ольга Протченко комментирует наиболее значимые новации. 

Уроки четвертого антимонопольного пакета

Четвертый антимонопольный пакет вызвал ряд неоднозначных комментариев. Документ разработала ФАС России. Однако, по мнению многих, он способен подорвать конкурентную среду. Редакция попросила уважаемых экспертов прояснить ситуацию, ответив на весьма конкретные вопросы: какие изменения вы хотели бы видеть в четвертом пакете и каких поправок не должно быть ни в коем случае? В опросе редакции участвуют: Сергей Пузыревский, начальник Правового управления ФАС России; Светлана Авдашева, профессор департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ; Андрей Шаститко, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Новиков, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ; Сергей Габестро, член Генерального совета «Деловой России», генеральный директор торгового портала Fabrikant.ru, генеральный директор НАИЗ. ФАС использует четвертый пакет для того, чтобы приобрести новые полномочия, не ошибка ли это? Антимонопольный орган вовсе не страдает от их недостатка или незначительного числа дел — их и так на два порядка больше, чем в развитых странах. Основной приоритет службы – вернуть доверие бизнеса, резюмируют эксперты.

 

Блиц-опрос 

 

Тренды, итоги и прогнозы

За период своей активной деятельности наше издание выработало собственную стратегию подведения итогов. Ее основа – одинаково уважать победы и поражения. Руководствуясь этим подходом, спросим у наших уважаемых авторов и читателей: что было полезного, что неоднозначного в 2013 г. и каковы планы на 2014 г.? Участники опроса: Владимир Мишеловин, начальник Управления контроля органов власти ФАС России; Михаил Козленко, советник Управления конституционных основ публичного права Секретариата Конституционного Суда РФ; Екатерина Дьяченко, помощник судьи Суда ЕврАзЭС от Российской Федерации; Евгений Мушта, старший юрист компании «Пепеляв Групп»; Флориан Хайндлер, преподаватель юридического факультета Венского Университета; Станислав Шубин, заместитель директора Департамента по развитию рынков электроэнергии НП «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики»; Ярослав Кулик, руководитель антимонопольной практики компании «Art de lex». 

Пульс судебного правоприменения – 2013

Последствия применения в России антимонопольных законов по большей части до сих пор неизвестны. ФАС России и газеты сообщают нам об отдельных антимонопольных делах, скандальных и удачных, но не дают общей картины, не позволяют узнать, какие случаи типичны. Между тем это ключевой вопрос. В любой лотерее есть выигрышные и проигрышные билеты. Но покупать тираж имеет смысл, только если выигрышные преобладают. Принимая закон, мы, по существу, «покупаем» весь тираж, все случаи его применения. Представляем вашему вниманию исследование Вадима Новикова, старшего научного сотрудника РАНХиГС при Президенте РФ, члена Экспертного совета при Правительстве РФ.

 

В фокусе

 

«Аргус-Спектр»: повод для размышлений

В ВАС РФ как в суд первой инстанции обратилось ЗАО «Аргус-Спектр» с требованием о признании недействующими Методических рекомендаций по проведению ФАС России и ее территориальными органами плановых и внеплановых выездных проверок по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства (далее – Методические рекомендации). Проведение проверок – одна из государственных функций Службы по выявлению нарушений антимонопольного законодательства. Как сообщил представитель компании, Общество просило признать недействующим ряд положений документа, дающих право антимонопольному органу проводить внеплановые проверки хозяйствующих субъектов без возбуждения дела.

Определением ВАС РФ от 28 августа 2013 г. № ВАС-7907/13 производство по делу было прекращено в связи с тем, что заявление о признании недействующими Методических рекомендаций не подведомственно арбитражному суду. Определение было оспорено, вследствие чего Президиум ВАС РФ направил дело на рассмотрение по существу спора в свою первую инстанцию. В этом деле речь идет непосредственно об оспаривании Методических рекомендаций ФАС. Ниже приведены правовые вопросы, которые редакция адресовала экспертам: является ли этот акт нормативным? Может ли он оспариваться в суде и соответствует ли закону? Отвечают доктор права (Университет Эссекса), генеральный директор ООО «Институт прецедента» Александр Верещагин; консультант юридической компании «Каменская & партнёры» Наталья Пантюхина; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ Вадим Новиков. 

 «Безобъектные закупки»

Ольга Беляева, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения  при Правительстве РФ,  рассматривает дискуссионный вопрос о сфере регулирования Закона о закупках № 223-ФЗ. Многие договорные отношения не охватываются понятием «закупка», отмечает автор и  аргументированно доказывает, что под действие Закона не подпадают такие гражданско-правовые договоры, как договор аренды, договор о благотворительности, лизинговый и рамочный договоры. 

 

Актуальные вопросы 

«Советские бренды». Немного профилактики

В последнее время мы все чаще слышим о судебных спорах, связанных с так называемыми «советскими брендами». Появляется много публикаций, посвящаемых их возможной дальнейшей судьбе, законодатель предпринимает определенные попытки урегулировать проблему. К сожалению, воз и ныне там. Подтверждением тому являются и судебные решения, в соответствии с которыми совершенно справедливо на основании действующего закона производителям, ранее использовавшим «советские бренды», но не успевшим зарегистрировать их на свое имя, не только отказывают в возможности продолжения такого использования, но и признают его незаконным, а произведенную продукцию контрафактной. Подробнее – в статье Валентины Орловой, руководителя практики интеллектуальной собственности и товарных знаков компании «Пепеляев Групп», и Юрия Яхина, старшего юриста практики интеллектуальной собственности и товарных знаков компании «Пепеляев Групп». 

Картели: состав правонарушения и особенности доказывания

В своей деятельности ФАС России уделяет значительное внимание работе по выявлению и пресечению картелей, которая ведется одновременно по нескольким направлениям. Меняется законодательство, в частности приняты поправки в Закон «О защите конкуренции», КоАП РФ и УК РФ. По результатам многочисленных проверок хозяйствующих субъектов возбуждаются дела о нарушении антимонопольного законодательства, выражающемся в заключении картельных соглашений. Очень многие решения антимонопольных органов по этой категории дел обжалуются впоследствии в арбитражных судах из-за того, что доводы регулятора выглядят неубедительно, отсутствуют неопровержимые доказательства вины хозяйствующих субъектов, особенно когда речь идет об устных соглашениях. Кроме того, на уровне не только ВАС РФ, но и судов кассационной инстанции не выработаны единые подходы к рассмотрению дел о картелях. В то же время на практике возникают вопросы, которые требуют толкования высшей судебной инстанции и которые комментирует  Виталий Гребенников, главный правовой эксперт Корпоративно-правового департамента ОАО «ЛУКОЙЛ». 

Картель или не картель?

Большинство юрисдикций относит определенные виды соглашений к однозначно запрещенным, которые преследуются как в гражданско-правовом, так и в административном и даже уголовном порядке. Так, в ст. 101 TFEU1 приводится неисчерпывающий список запрещенных соглашений, а ст. 11 Закона о защите конкуренции помимо закрытого списка запретов содержит указание на «иные соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции». Аналогично сформулированы запреты во французском,итальянском и английском законодательстве. От ответа на вопрос, как разграничить абсолютно недопустимые, относительно недопустимые и допустимые соглашения, зависят не только последствия для соглашения и его участников, но и используемые правоприменительными органами стандарты доказывания, считает Евгения Борзило, профессор Российской школы частного права. 

Платежные терминалы: правила игры

Рынок услуг по приему платежей в России начал активно развиваться в 2004 г. с массовым распространением мобильной связи. Сегодня, по утверждению некоторых экспертов, он достиг своего пика, дальше на нем предвидится обострение конкуренции, а также, вероятно, снижение комиссий. В связи с этим участники рынка платежных терминалов (как и любого другого, на котором усиливается конкуренция) могут испытать соблазн воспользоваться не совсем законными способами конкурентной борьбы. Какие правила, предусмотренные антимонопольным законодательством, чаще всего нарушаются игроками этого рынка? Отвечают Вероника Казакевич, директор Гражданско-правового департамента юридической фирмы «КЛИФФ», и Елена Денисова, руководитель коммерческой практики Гражданско-правового департамента юридической фирмы «КЛИФФ».

 

Мировой опыт

Авиаальянсы: практика ЕС и США

Все больше участников авиационного рынка осознают преимущества деятельности в рамках объединения - альянса. Вместе с тем соглашения о подобном сотрудничестве вызывают опасения антимонопольных органов. Рассматривая законодательство и судебный опыт Европейского союза и США, ведущий юрисконсульт группы компаний «Волга-Днепр» Кирилл Соловов обращает внимание на ключевые вопросы создания и функционирования альянсов - цели соглашений, определение рынка, законодательные ограничения, а также риски и доступные средства защиты от них. 

Фармрынок Украины: первые результаты vs основные нарушения

В последнее время фармацевтический рынок Украины находится под пристальным вниманием ее Антимонопольного комитета. В связи с этим соблюдение требований законодательства о защите конкуренции становится как никогда актуальным для его участников: фармпроизводителей, дистрибьюторов и аптечных сетей. Наиболее характерные нарушения конкурентного законодательства на исследуемом рынке анализирует партнер юридической фирмы  Droit Law Firm Виктория Пташник.

 

Практика УФАС

Административная ответственность директора: быть или не быть?

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что становится обычным делом, когда вопросы местного значения решаются муниципалитетами посредством разных МУПов, накачиваемых бюджетными средствами неконкурентными способами. Но в таких случаях данные предприятия не могут находиться вне правового поля, а их руководители, в том числе и бывшие, избегать персональной административной ответственности. Судебную практику исследует Анастасия Ростиславова, главный специалист-эксперт УФАС России по Тульской области.

 

Мониторинг

Обзор правоприменительной практики

Судебную  и правоприменительную практику комментирует Александр Гаврилов, юрист компании «Пепеляев Групп».

 

Оформить подписку:

- на сайте

- по телефону +7 (495) 649 1806

- по электронной почте podpiska@cljournal.ru 


Вход для пользователей
Зарегистрироваться

 

№ 2, 2017 (март-апрель)

По какой отрасли бизнеса вам наиболее интересны публикации?