Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

«Билайн» оштрафован на 400 тыс. руб. за рассылку спама
22 июля 2019 г.

Минфин России: преференции в госзакупках получает только 45% конкурентоспособной продукции из РФ
22 июля 2019 г.

Правительство РФ ввело переходный период для банков, выдающих гарантии для госзакупок
22 июля 2019 г.

ФАС России выявила новые нарушения на торгах департамента природопользования Владимирской области по обращению с ТКО
22 июля 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17465
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 12758
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 11683
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 17680
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 15089
 Обзоры

 Анонcы

VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС
16–19 сентября 2019 г. в Москве состоится VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС.
Полный текст



Главная /  Номер 1 январь - февраль 2012
Номер 1 январь - февраль 2012

Уважаемые коллеги!

Закон о торговле – тема сегодняшнего номера. На протяжении нескольких лет шла работа  по подготовке этого нормативного акта. Его концепция была принята и одобрена еще в 2006 году. В 2010 году Закон был принят, а в феврале 2012 г. ему исполнилось два года. На первый взгляд, это недостаточный срок для оценки результатов влияния Закона на развитие российской торговли. Однако это не так. Адаптация Закона проходит нелегко.  Самый серьезный экспертный состав по нашему приглашению оценивает сегодня всю неоднозначность его применения.

Еще одно крайне важное для российской экономики событие, которое хотелось бы обсудить, – это вступление в силу с января 2012 года законодательных актов, объединенных в третий антимонопольный пакет. По мнению представителей Федеральной антимонопольной службы, это значительный шаг в сторону гармонизации российского антимонопольного законодательства и лучшей мировой практики. Расскажем подробнее.

Принятию третьего антимонопольного пакета предшествовала длительная кропотливая работа  антимонопольного органа,  бизнес-сообщества и общественных профессиональных организаций. Изменения, внесенные   Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»,  продиктованы, прежде всего необходимостью устранения  пробелов законодательства и ошибок, возникавших  в процессе правоприменения.

Внесены значительные изменения в регулирование антиконкурентных соглашений  - впервые в российском антимонопольном законодательстве вводится понятие «картель»,  давно  известное  мировой практике.
Разграничены понятия «соглашение» и «согласованные действия», что будет иметь большое практическое значение, и  позволит устранить смешение этих понятий при установлении фактов нарушений.

Следует признать существенным нововведение, предусматривающее исключение распространения запретов на антиконкурентные соглашения и согласованные действия  для лиц, объединенных в одну группу  по структурному основанию. Это полностью соответствует европейскому подходу, в соответствии с которым не может быть антиконкурентных соглашений и согласованных действий между лицами, представляющими собой  единое целое  (например, материнская и дочерняя компании) и действующими в едином экономическом интересе.

Упразднена уголовная ответственность за антиконкурентные согласованные действия и вертикальные соглашения, что также  соответствует подходам европейских стран. Решение, безусловно, будет приветствоваться  бизнесом, но  при этом возникает  опасность, что в целях привлечения к уголовной ответственности может появиться тенденция  квалификации определенных действий хозяйствующих  субъектов  как антиконкурентных горизонтальных соглашений (картелей). Однако есть надежда, что квалифицирующие признаки соглашений и согласованных действий, установленные в новой редакции ст. 11 и в новой ст. 11.1 Закона о защите конкуренции, позволят предотвратить возможные в таких случаях злоупотребления представителей власти, а также повысят уровень доказывания  правонарушений.

В части изменений, внесенных  в КоАП РФ, следует также отметить, что впервые на законодательном уровне установлена прозрачная система расчета штрафов в зависимости от наличия или отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств, которые необходимо будет учитывать при рассмотрении дел, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства. До вступления в силу внесенных в КоАП РФ поправок существовала лишь  методика антимонопольного органа расчета «оборотных» штрафов,  не  доступная участникам рынка, что существенно ограничивало их права при судебном обжаловании постановлений о наложении штрафов. О степени эффективности нововведенных норм можно будет судить только после формирования устойчивой практики их применения, чему мы и посвятим очередные номера нашего журнала.

Елена СОКОЛОВСКАЯ,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

Содержание

            Закон о торговле: шаг вперед, два шага назад?

            Игорь Цветков

 

Болевые точки ритейла

Интервью с Мариной Гороховой

 

Торговая сфера в ожидании законодательной ревизии

Тимофей Нижегородцев

 

Договорное ценообразование и конкуренция

Борис Пугинский

 

Лиса и журавль: парадоксы дискриминации

Светлана Авдашева, Вадим Новиков

 

Закон о торговле не без изъяна

Александр Борисов, Максим Протасов, Евгений Мушта

 

Рынок российских ритейлеров: кто крупнейшие игроки?

 

Оцифровка торговли

 

Операция «Антикартель». Продолжение следует

Интервью с Александром Кинёвым

 

Антимонопольное согласование: обновленный формат

Сергей Стефанишин, Денис Шаклеин

 

Непредставление сведений: границы ответственности

Виталий Гребенников

 

МУПы и рынок. Антимонопольные аспекты

Диана Алпатова

 

Вариации координации

Дмитрий Петров

 

Картельное право: польза или вред для экономики?

Сергей Заграевский

 

Картели: достаточность доказательств под сомнением

Айдын Бикебаев

 

Обзор законодательства и практики

Мария Седых




 

№ 2, 2019 (март-апрель)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?