На
сайте Минфина России представлены итоги мониторинга применения Закона № 223-ФЗ в 2018 г.
В
документе содержатся:
- обзор
изменений законодательства в 2018 г.;
- данные
о структуре заказчиков;
- анализ
осуществления закупок (размещение закупок, в том числе в разрезе способов
определения поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществление закупок с
использованием электронных торговых площадок, осуществление закупок товаров,
работ, услуг в разрезе номенклатуры ОКПД2);
- анализ
заключенных договоров (в том числе основные итоги осуществления закупок в
рамках Закона № 223-ФЗ в 2018 г.);
- сведения
о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Отдельный
раздел документа посвящен сведениям об осуществлении контроля ФАС России в
сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В
частности, сообщается, что за 2018 г. центральный аппарат ФАС России и ее
территориальные органы рассмотрели 7149 жалоб (меньше на 6% в сравнении с 2017
г.), из них обоснованными признаны 2617 жалоб (36% от общего количества
рассмотренных жалоб), что на 9% меньше, чем в 2017 г. (3463 жалобы, 45% от
общего количества рассмотренных жалоб).
В
сравнении в предыдущим периодом жалоб, признанных необоснованными, стало на 11%
больше (3957 в 2018 г., 55% от общего количества жалоб, и 3387 в 2017 г., 44%
от общего количества жалоб).
Также
в 2018 г. число жалоб, оставленных без рассмотрения, сократилось на 2% (575
(8%) против 771 (10%) в 2017 г.), а число выданных предписаний – на 5% (2132 в
2018 г. и 2249 в 2017 г.).
Также
отмечается, что в 2018 г. в центральном аппарате ФАС России обжалование
участниками закупок действий (бездействия) заказчиков при закупке товаров,
работ, услуг чаще всего осуществлялось по следующим основаниям:
- установление
заказчиком в закупочной документации ненадлежащих требований к участникам
закупки (74%);
- неправомерный
отказ в допуске участнику в закупочной процедуре (16%).
В
заключении документа Минфин России отмечает, что «необходимо реализовывать
последовательную и согласованную государственную политику, в том числе в сфере
корпоративных закупок, которая на прогнозном горизонте должна обеспечить
стабильность ключевых показателей эффективности закупок отдельных видов
юридических лиц.
В
целях снятия барьеров допуска к участию в закупках отдельных видов юрлиц
участников закупок, являющихся субъектами МСП, с точки зрения министерства, до
конца 2019 г. следует обеспечить принятие законопроектов, предусматривающих установление:
- исчерпывающих
требований к содержанию и составу заявки субъектов МСП – участников закупки (законопроект № 301875-7);
- требований
к банковским гарантиям, которые предоставляются субъектами МСП в качестве обеспечения
заявок и договоров при участии в конкурентных закупках, участниками которых
могут быть только субъекты МСП (внесен в Правительство РФ).
Кроме
того, полагает Минфин России, необходимо дополнительно проработать вопрос
осуществления закупок у лиц, признаваемых в соответствии с налоговым
законодательством РФ взаимозависимыми с заказчиком лицами.
Читайте также: «Закупки госкомпаний не
поддались цифровизации».
Журнал «Конкуренция и право»