Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости и события

Тимофей Нижегородцев: стандартизация процедур закупок должна выйти на уровень клинических рекомендаций
24 мая 2019 г.

Кассация признала злоупотребление доминированием со стороны НМТП
24 мая 2019 г.

ФАС России заметила невыполнение нефтяниками условий заморозки цен на бензин
24 мая 2019 г.

Разработаны правила проведения электронного аукциона по продаже доли квоты вылова крабов в инвестиционных целях
24 мая 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17211
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 12331
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 10646
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 16703
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 14474
 Обзоры

 Анонcы

«Комплаенс: расширение границ»
23 мая 2019 г. в Москве пройдет VIII ежегодная конференция международной комплаенс-ассоциации ICA «Комплаенс: расширение границ».
Полный текст
«Публичные закупки: проблемы правоприменения»
13–14 июня 2019 г. на юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова состоится VII международная конференция «Публичные закупки: проблемы правоприменения».
Полный текст
«Комплаенс и антикоррупция в России и СНГ»
27–28 июня 2019 г. в Москве состоится 6-я ежегодная конференция «Комплаенс и антикоррупция в России и СНГ», организованная компанией Dialog Management Partners.
Полный текст



Главная /  Конференции /  XV Юридический форум России. Сессия «Споры с...
XV Юридический форум России. Сессия «Споры с участием государства»


4 и 5 апреля 2019 г. в Москве в 15-й раз проходил ежегодный Юридический форум России, организованный газетой «Ведомости». Представители юридического сообщества обсуждали последствия судебной реформы для бизнеса, законодательные новшества в сфере диджитализации, юридические проблемы компаний, оказавшихся под санкциями, а также знаковые судебные споры. Среди актуальных тенденций – возрастающее количество споров с участием государства, связанных с нарушениями в области закупок. О дискуссии на сессии, посвященной этой теме, расскажем подробнее.

Открывая встречу, модератор сессии «Споры с участием государства», партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Валерий Еременко отметил, что с 2015 г. число споров в сфере государственных закупок неизменно растет. Одна из проблемных категорий оспаривание решений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Практика по таким делам складывается неоднозначно, но в целом отмечаются положительные тенденции для исполнителей госзаказа. Например, в судебной практике появилось новое правовое понятие «добросовестное уклонение от заключения контракта». Участники дискуссии отметили, что антимонопольный орган не должен включать в РНП то или иное лицо по формальным основаниям, без установления его вины. И суды с этим согласны: основанием для включения в РНП служит только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение.

Тему последних судебных тенденций продолжила юрист департамента судебной практики ПАО «НК „Роснефть“» Екатерина Трубинова. Она рассказала о практических аспектах взыскания убытков, связанных с нарушениями в сфере закупок. Спикер рассмотрела несколько категорий споров. Первая дела по взысканию убытков с заказчика. В них, как показывает анализ последней судебной практики, поставщик может взыскать только реальный ущерб, требования о взыскании упущенной выгоды, как правило, не удовлетворяются. Выступающая отметила, что некоторые поставщики заявляют ходатайства о привлечении в процесс антимонопольного органа в качестве третьего лица. Между тем, по мнению Екатерины Трубиновой, приглашать в процесс регулятора нужно с осторожностью. Стороне предварительно следует взвесить все обстоятельства и оценить материалы, имеющиеся у государственного органа, которые он может представить в суд. Вторая категория дела о взыскании убытков с антимонопольного органа, из-за неправомерных действий которого участник торгов не смог заключить контракт. Судебная практика исходит из возможности взыскания с регулятора не только реального ущерба, но и упущенной выгоды. Однако процесс доказывания по таким искам крайне сложный, поэтому и число удовлетворенных исков невелико.

Споры в сфере закупок стороны могут разрешить, обратившись не только в арбитражный, но и в третейский суд. Подробнее о последних законодательных новеллах рассказал ответственный администратор Российского арбитражного центра при Российском институте современного арбитража Андрей Горленко. С 29 марта 2019 г. третейским судам официально разрешено рассматривать дела по договорам, заключенным в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ). До внесения соответствующих поправок1 в законодательство судебная практика по этой категории споров была противоречивой. Тем не менее, с сожалением отметил спикер, вопрос об арбитрабельности дел, вытекающих из Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по-прежнему остается спорным. Андрей Горленко заметил, что иностранные арбитражные учреждения также могут рассматривать споры по Закону № 223-ФЗ, но для этого им необходимо получить статус постоянно действующего арбитражного учреждения РФ. Пока иностранных арбитражных институтов с таким статусом в России нет. Однако уже подана первая заявка от Гонконгского международного арбитражного центра (HKIAC).

В заключение сессии собравшиеся выразили надежду, что участие предпринимателей в государственных торгах будет менее рискованным, а судебная практика по спорам в сфере закупок станет более единообразной.

 

Юлия Терешко,

эксперт журнала «Конкуренция и право»


______________________________

1 Федеральный закон от 27.12.2018 № 531-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и Федеральный закон «О рекламе».

18 апреля 2019 г.


 

№ 1, 2019 (январь-февраль)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?