О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

«Яндекс» оштрафован за ненадлежащую рекламу
20 сентября 2019 г.

В Подмосковье выявлены признаки картеля на конкурсе по взысканию задолженности по взносам на капремонт
20 сентября 2019 г.

Представители государства, бизнеса и юристы обсудили, нужна ли легализация параллельного импорта в России
20 сентября 2019 г.

ЕЭК и ТПП РФ проведут совместные заседания с участием бизнесменов России
20 сентября 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17725
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 13154
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 13077
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 19393
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 15667
 Обзоры

 Анонcы

XI ежегодная конференция «Антимонопольное регулирование в России»
Деловая газета «Ведомости», Ассоциация антимонопольных экспертов и ФАС России приглашают принять участие в XI ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России», которая пройдет 25 октября 2019 г. в Москве и 27–28 октября 2019 г. в Брюсселе.
Полный текст
V Compliance Case Forum 2020
28–29 ноября 2019 г. в Москве пройдет V Compliance Case Forum 2020. Организатор форума – компания Business Summit of Future.
Полный текст



Главная /  Выбор редакции /  10 вопросов руководителю Московского УФАС России
10 вопросов руководителю Московского УФАС России


Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 4, 2019 г.

В самом густонаселенном и насыщенном бизнесом регионе России и работа антимонопольного ведомства столь же интенсивна. О том, с какими жалобами чаще всего сталкивается столичное территориальное управление, как борется с профессиональными жалобщиками и есть ли шансы «перевоспитать» нарушителей, – в интервью с руководителем Московского УФАС России Арменом Эдуардовичем Ханяном.


– Армен Эдуардович, как бы Вы охарактеризовали практику УФАС за последний год? Какие тенденции можете обозначить?

– Нашу правоприменительную практику за прошедший год определяет сохраняющаяся тенденция к увеличению количества поступающих жалоб. Это касается всех вопросов деятельности антимонопольного органа: сюда относятся жалобы по госзаказу, торгам, признакам картельных сговоров, рекламе и недобросовестной конкуренции, а также на действия органов власти и субъектов естественных монополий.

Отмечу, что все меры пресечения нарушений, которые мы применяем, так или иначе достигают своей цели: предписания и предупреждения практически всегда исполняются, если не сразу, то через суды.

И разумеется, сейчас работа УФАС сосредоточена вокруг Национального плана развития конкуренции, в рамках исполнения которого правительство Москвы определило для себя 35 ключевых показателей развития конкуренции в регионе. На большинстве столичных рынков эти показатели уже достигнуты, а в некоторых случаях фактические значения превысили целевые. Например, практически в 1,5 раза вырос удельный вес частных компаний социального обслуживания по сравнению с 2017 годом. Почти на четверть возросла доля маршрутов регулярных перевозок, обслуживаемых частными перевозчиками. Важно также, что большинство предпринимателей – около 75 процентов опрошенных1 – отмечают высокий уровень конкуренции в их сфере бизнеса.

 

– Какие нарушения конкуренции в Москве наиболее распространены?

– Традиционный лидер по числу нарушений – сфера госзаказа: в 2018 году к нам поступило больше 11 тысяч жалоб от участников закупок.

За прошедший год увеличилось количество жалоб на недобросовестную конкуренцию. Такой рост мы связываем с проведением чемпионата мира по футболу 2018 года: недобросовестные предприниматели незаконно использовали символику FIFA. Статистика также демонстрирует незначительное снижение числа жалоб на монополистов.

А вот жалобы на органы власти держатся на одном уровне: около 400 заявлений в год. Количество жалоб на нарушения процедуры торгов также приблизительно одинаково: порядка 2500 заявлений в год.

 

– Какие рынки находятся на особом контроле УФАС?

Сейчас пристальное внимание уделяется рынку розничной и оптовой продажи бензина и дизельного топлива. Цена на топливо касается граждан и бизнеса не только напрямую, но и через включение расходов на топливо в цену любого товара.

 

– Какие дела из практики последнего времени Вы считаете наиболее значимыми победами УФАС?

– Каждое пресеченное нарушение для нас победа, но особенно ценно, когда после проведенной работы там, где раньше много лет было все закрыто и непрозрачно, появляется конкуренция.

Например, мы восстановили конкурентные принципы торгов арестованным имуществом. Раньше организаторы таких торгов привлекали электронные площадки, где участники должны были платить вне зависимости от исхода аукциона. Теперь, после исполнения предписания Московского УФАС России, в проекты госконтрактов на оказание услуг по реализации арестованного имущества включено условие об обязательном использовании бесплатных торговых площадок. Уверен, что благодаря этому проведение аукционов станет более прозрачным, увеличится количество их участников и вырастет эффективность реализации имущества.

Причем эта положительная практика коснулась не только Москвы и Московской области: условие о необходимости бесплатного проведения подобных торгов было распространено по всей России.

 

– Как Вы оцениваете работу с извечными оппонентами УФАС – ресурсоснабжающими монополистами столицы? Позволяет ли деятельность ведомства сдвинуть вектор в сторону уменьшения числа нарушений или их масштаба?

– Этот фронт работы один из наиболее сложных, так как нам приходится противостоять крупным компаниям, обладающим значительными ресурсами и возможностями.

За последнее время в ходе судебных разбирательств нам удалось создать обширную правоприменительную практику пресечения нарушений монополистов. Среди таких злоупотреблений навязывание потребителям невыгодных условий договоров ресурсоснабжения, уклонение от их заключения, нарушение сроков и порядка технологического присоединения к инфраструктуре, нарушение порядка ценообразования.

Особого внимания заслуживают действия ряда электроэнергетических монополистов при проведении проверок систем учета своих же потребителей. УФАС раскрыло систематические злоупотребления с их стороны в целях увеличения количества выявляемых случаев безучетного потребления электроэнергии и ее стоимости.

Наша работа над этой проблемой позволила исключить системность и снизить число таких нарушений, что, безусловно, положительно скажется на простых абонентах, в первую очередь субъектах малого и среднего предпринимательства.

 

– Расскажите об антикартельной деятельности ведомства. На каких рынках в регионе сговоры наиболее распространены? Как строится работа УФАС с правоохранительными органами по выявлению, расследованию, доказыванию картелей?

– Картели являются одной из острых проблем экономики. Хозяйствующие общества вступают в сговор и своими действиями пытаются удержать на определенном уровне начальную максимальную цену контракта и не допустить к участию в закупочных процедурах других потенциальных участников.

Мы постоянно совершенствуем методику доказывания сговоров. Сейчас она представляет собой комплекс как традиционных методов выявления в виде внеплановых выездных проверок, так и новейших цифровых методов анализа многопараметрических поведенческих характеристик участников рынка.

С правоохранительными органами у нас выстроены эффективные рабочие взаимоотношения. Зачастую они направляют нам материалы, если видят нарушения на государственных торгах. Мы проводим совместные и параллельные проверки. Если обнаруживаем признаки преступлений, передаем материалы в правоохранительные органы.

Так, в 2018 году были направлены материалы по 20 картельным делам для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел. В 2019 году – по четырем таким делам, из них два материала касаются сговоров на торгах по ремонту дорог и благоустройству общей стоимостью более миллиарда рублей.

Чаще всего хозсубъекты вступают в сговор в социально значимых сферах: поставка лекарств и медуслуг, выполнение работ по благоустройству и ремонту дворовых территорий. Ежегодно мы возбуждаем порядка 50 картельных дел. Семь из 23 решений, принятых за первое полугодие 2019 года по делам о сговорах, приходятся на рынок медицины.

От картелей страдают заказчики и бюджет. Участники картеля не дают заказчикам достичь максимального эффекта при выполнении необходимых им работ, а бюджет несет значительные потери.

 

– Каковы показатели по обжалованию решений УФАС в судах? Какие победы Вы считаете знаковыми?

– В целом практика обжалования принятых Московским УФАС России решений в судах складывается для нас благоприятно: статистические показатели по этому направлению одни из лучших, и откровенно «провальных» категорий дел нет.

Что касается наиболее значительных судебных побед, то отмечу серию споров с энергоснабжающими организациями: в 2018 году УФАС удалось доказать в трех инстанциях, что разрешение гражданско-правового спора между компанией и абонентом не ведет к невозможности применения в отношении монополиста антимонопольных мер2.

Непростым с точки зрения судебной практики является оспаривание решений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков из-за отказов заказчиков от исполнения госконтрактов. Судебная практика здесь неоднократно менялась и в настоящее время фактически обязывает контролирующий орган при разрешении вопроса о наличии оснований для включения сведений в реестр в определенной мере заходить на территорию суда – частично разрешать гражданско-правовой спор между заказчиком и исполнителем.

 

– Насколько для УФАС насущна проблема профессиональных жалобщиков? Как боретесь с этим явлением?

– К сожалению, проблема профессиональных жалобщиков остается актуальной. В прошлом году мы рассмотрели 10,6 тысячи жалоб по госзаказу; в 2016 и 2017 годах – чуть больше 11 тысяч в каждом году, из них обоснованных больше половины.

Активно продолжаем работать над совершенствованием законодательной базы для борьбы с этим явлением. Но меры противодействия профессиональным жалобщикам ни в коем случае не должны ограничивать в правах добросовестных заявителей.

Совместно с правоохранительными органами УФАС проводит мероприятия по привлечению профессиональных жалобщиков к ответственности, ведет перечень организаций, которые пишут нам не для защиты своих прав и законных интересов, а чтобы затянуть закупочные процедуры или сорвать сроки их проведения, а также оказать давление на заказчиков. Количество таких лиц постоянно меняется, некоторые уже ушли в другие регионы, но борьба с ними продолжается.

Для себя мы решили, что не будем исключать из рассмотрения отозванные жалобы, пусть это и существенно увеличит нашу нагрузку. Отмечу, что в прошлом году число отозванных жалоб резко сократилось. Если раньше их ежегодно было примерно 800, то в 2018 году – 162, а за этот год пока всего 47. Это, без сомнения, говорит о том, что мы на правильном пути.

 

– Как изменило работу УФАС внедрение инструментов «мягкого права»?

– Результативность «мягкого права» демонстрирует статистика: в 2017 году мы возбудили 14 дел по факту неисполнения предупреждений Московского УФАС России, а в прошлом году – шесть. Можно сделать вывод, что в основном к предупреждению рисков нарушения антимонопольного законодательства все относятся добросовестно.

Больше всего предупреждений мы выдаем за недобросовестную конкуренцию. Увеличилось также их число для органов власти. А вот для монополистов за злоупотребление доминированием, наоборот, сократилось почти вдвое.

 

– Какие законодательные изменения, на Ваш взгляд, сегодня нужнее всего для развития конкуренции в России?

– Недавно на расширенном заседании Коллегии ФАС России мы внесли предложения по автоматизации применения административной ответственности за нарушения в сфере государственных и муниципальных закупок.

Абсолютное большинство нарушений связано с неправомерным отклонением или допуском заявок на участие в закупочных процедурах. Антимонопольному органу в этих случаях необходимо применять административную ответственность ко всем членам комиссии заказчика, принявшим неверное решение, и обеспечить возбуждение административных дел, количество которых будет в несколько раз превышать число вынесенных нами решений.

Мы предложили оптимизировать производство по делам об административных правонарушениях и избавиться от бюрократических процедур. В частности, сразу публиковать в ЕИС сведения обо всех должностных лицах, принимающих участие в закупке, и расширить перечень лиц, уполномоченных рассматривать административные дела.

Наше предложение было одобрено и вошло в проект Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования на период до 2030 года.


Практика Московского УФАС России за первое полугодие 2019 г. в цифрах


47

дел по признакам заключения антиконкурентных соглашений возбуждено

27

предупреждений выдано

301

жалоба на монополистов рассмотрена

309

жалоб на недобросовестную конкуренцию рассмотрено


Интервью подготовила

Алена Авраменко,

руководитель отдела информации

журнала «Конкуренция и право»

_____________________

1 На основании мониторинга наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности, организованного Штабом по защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в городе Москве, и онлайн-опроса на Портале поставщиков (август-сентябрь 2018 г.).

2 Дела № А40-238616/2017, А40-238665/2017, А40-168946/17, А40-161302/17.


22 августа 2019 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.









 

№ 3, 2019 (май-июнь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?