О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

«МегаФон» выиграл иск против ФАС России по банковским СМС-рассылкам
21 августа 2019 г.

Анонс: 22 августа состоится подписание меморандума о создании Совместного российско-белорусского экспертного совета по вопросам развития конкуренции на социально значимых рынках
21 августа 2019 г.

Тамбовское УФАС России проверит цены на керосин в аэропорту Тамбова
20 августа 2019 г.

Минфин России предлагает использовать механизм спецсчетов при торгах госимуществом
20 августа 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17613
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 12916
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 12382
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 18463
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 15324
 Обзоры

 Анонcы

VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС
16–19 сентября 2019 г. в Москве состоится VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС.
Полный текст
Евразийский форум по картелям
16 сентября 2019 г. в Москве пройдет Евразийский форум по картелям. Организаторы мероприятия – информационно-просветительский ресурс LF Академия и НП «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» при поддержке ФАС России и Петербургского международного юридического форума.
Полный текст
XI ежегодная конференция «Антимонопольное регулирование в России»
Деловая газета «Ведомости», Ассоциация антимонопольных экспертов и ФАС России приглашают принять участие в XI ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России», которая пройдет 25 октября 2019 г. в Москве и 27–28 октября 2019 г. в Брюсселе.
Полный текст



Главная /  Выбор редакции /  Цифровизация закупок: плюсы и минусы перехода к...
Цифровизация закупок: плюсы и минусы перехода к электронному формату


Анна Миняева,
ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок УФАС России по Омской области
Специалисты по закупкам выделяют как положительные, так и отрицательные стороны процесса цифровизации. Изучив внесенные в законодательство о контрактной системе изменения, можно утверждать, что преимуществ от электронной процедуры закупок и для заказчиков, и для поставщиков больше. За исключением тех сфер, в которых усиление цифровой составляющей нецелесообразно по объективным причинам, например в связи с обеспечением безопасности РФ.


В 2017 г. многие положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) были реформированы в части осуществления закупок (Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“»). В частности, усилена электронная составляющая.

Рассмотрим подробнее внесенные законодателем изменения, а также их возможные последствия для всех сторон закупочного процесса.


Процедурные особенности

 

Цифровизированные закупки проводятся в виде:

  • конкурса: открытого; с ограниченным участием; двухэтапного;
  • лектронного аукциона;
  • запросов: предложений; котировок.

Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры сегодня регламентирован ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ.

В установленных решением Правительства РФ случаях закрытые способы определения поставщиков (закрытый и двухэтапный конкурсы, конкурс с ограниченным участием, аукцион) могут проводиться в электронной форме. Однако это необходимо согласовывать с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

При «обычных» или закрытых электронных процедурах заказчик сообщает информацию о закупке неограниченному или ограниченному кругу лиц. Для этого он размещает в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении закупки или направляет приглашения принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Между тем нормами Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заявка на участие в закрытой конкурентной закупке предоставляется в запечатанном конверте. Таким образом, закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сегодня остаются «за бортом» электронных закупок.

Сведения о цифровизированной закупке формируются, обрабатываются, хранятся, а также предоставляются посредством единой информационной системы в сфере закупок в Интернете (далее – официальный сайт ЕИС). А значит, любой пользователь может ознакомиться с информацией, находящейся в общедоступной части официального сайта ЕИС.

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях, поименованных в законе, в том числе при закупках: товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют гостайну; товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют гостайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.

Отличительная особенность закрытой конкурентной закупки – в том, что информация о ней не размещается на официальном сайте ЕИС. При ее проведении заказчик обеспечивает конкуренцию, направляя не менее чем двум лицам, способным поставить товары, выполнить работы, оказать услуги, приглашения, и прикладывает документацию о закупке.Но прежде он исследует рынок и с учетом предмета закупки определяет, какие организации отвечают его требованиям.

Те, кому адресованы приглашения, должны соответствовать установленным законодательством требованиям (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Так, если предметом закупки являются услуги, деятельность по оказанию которых относится к лицензируемым, то приглашения необходимо направлять хозяйствующим субъектам с соответствующей лицензией.

О.А. Беляева рассматривает закрытые способы закупок как торги с ограниченным участием, поскольку приглашения и документация не размещаются в ЕИС, а направляются определенному кругу лиц1. По мнению В.М. Корякина, именно вследствие того, что заказчик направляет приглашения на участие в закрытых торгах ограниченному кругу лиц, применение таких способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) создает коррупционные риски2.

Таким образом, принципиальное отличие закрытых закупок состоит в том, что участвовать в них могут лишь компании, получившие специальные приглашения от заказчика.

Минэкономразвития России еще в 2005 г. обратил внимание на участившиеся случаи безосновательного ограничения числа участников закрытого конкурса на поставку продукции для нужд обороны и безопасности в части, составляющей гостайну. Министерство обратилось к государственным заказчикам с просьбой направить приглашения на участие в закрытом конкурсе всем хозяйствующим субъектам, указанным в перечне организаций, имеющих соответствующие лицензии (письмо Минэкономразвития России от 26.04.2005 № 5713-АШ/Д07 «О порядке проведения закрытых конкурсов на размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг)»).

Считаем целесообразным для случаев применения закрытых способов закупок в связи с необходимостью соблюдения режима гостайны возложить на заказчиков обязанность приглашать к участию максимально возможное количество лиц, имеющих соответствующие лицензии и способных поставить товары (выполнить работы, оказать услуги).

Среди нововведений следует также обратить внимание на применение участниками закупки программно-аппаратных средств электронной площадки. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержатьсогласие его участника на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе и не подлежащих изменению по результатам его проведения. Такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств.

 

Положительные и отрицательные стороны электронных закупок

 

Положительные черты:

  • процесс осуществления закупок выходит на новый уровень в рамках цифровизации всей экономики России;
  • минимизирована возможность сговора заказчика с участниками закупок, что способствует снижению коррупционных рисков;
  • быстрая скорость и удобство получения информации и осуществления закупки позволяют большему числу потенциальных поставщиков принять участие в закупочной процедуре;
  • заказчики и участники закупки, а также уполномоченные органы власти и учреждения освобождаются от «бумажной волокиты», сопровождающей подачу документов;
  • автоматизация и стандартизация процесса ведут к единообразию в сфере закупок;
  • цифровизация может стать гарантом соблюдения таких принципов контрактной системы, как открытость и прозрачность, обеспечение конкуренции.

Отрицательные черты:

  • бремя расходов, связанных с оплатой электронной площадки и наличием усиленной квалифицированной электронной подписи, может быть слишком большим для подавляющего числа участников закупки – субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • цифровизация требует от заказчика привлекать квалифицированных специалистов, обладающих навыками работы с электронной информацией;
  • в некоторых случаях использование электронной формы невозможно, в частности это касается закупок, которые проводятся закрытым способом.


____________________

1 Беляева О.А. Контрактная система: закрытые способы закупок // Аукционный вестник. 2013. 15 нояб. С. 1.

2 Корякин В.М. Противодействие коррупции в сфере закупок для нужд обороны и военной безопасности: монография. М., 2014. С. 238.


12 августа 2019 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.









 

№ 3, 2019 (май-июнь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?