Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости и события

ФАС России возбудила дело по данным мониторинга госзакупок лекарств и медизделий
19 ноября 2018 г.

Эксперты предлагают выпустить разъяснения ФАС России о включении положений о неконкуренции в условия сделок M&A
19 ноября 2018 г.

За недобросовестное использование обозначения ZARA CITY назначены штрафы
19 ноября 2018 г.

Арбитраж подтвердил, что оператор электронной площадки обязан обеспечивать непрерывность проведения электронного аукциона
19 ноября 2018 г.

все новости
 Самое читаемое

- Об антимонопольных киберпреступлениях, доступе к тайнам и цифровом спецподразделении
176
- Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
15598
- Правовое регулирование использования product placement в России
7755
- Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
12775
- XIV деловой форум «Юридический форум России». Сессия «Антимонопольное регулирование 2018»
3941
- Минэнерго России и ФАС России поручено заключить с нефтяниками соглашения о ценах на топливо
101
 Обзоры

 Анонcы

III ежегодная конференция Право.ru «Комплаенс – 2018: тенденции и лучшие практики»
28 ноября 2018 г. Право.ru проведет III ежегодную конференцию «Комплаенс – 2018: тенденции и лучшие практики», на которой будет обсуждаться внедрение комплаенс на законодательном уровне, последние тенденции антимонопольного комплаенса, управление санкционными рисками и лучшие практики в этой сфере.
Полный текст
Седьмой интерактивный круглый стол «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе и Закон № 223-ФЗ»
4 декабря 2018 г. в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова состоится седьмой интерактивный круглый стол «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе и Закон № 223-ФЗ».
Полный текст



Главная /  Выбор редакции /  Как уменьшить количество «красных карточек»....
Как уменьшить количество «красных карточек». Защита интеллектуальных прав FIFA


Вадим Владимиров, руководитель УФАС по Санкт-Петербургу

Марина Нериновская, руководитель пресс-службы УФАС по Санкт-Петербургу

Во время главных футбольных событий 2017-го и 2018 г. пресс-служба Санкт-Петербургского УФАС полноценно информировала бизнес и граждан о запрете на незаконное использование символики FIFA. Благодаря этому за период проведения мундиаля в Санкт-Петербурге было зафиксировано всего шесть нарушений. Авторы статьи делятся успешным опытом в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность.


«Желтые карточки» Кубка конфедераций – 2017

Что было сделано

Своеобразной тренировкой для Санкт-Петербургского УФАС стал Кубок конфедераций, проходивший в 2017 г.

Кто и как может использовать символику FIFA? Где распространяется реклама пива официальных спонсоров мероприятия? На каком расстоянии от стадиона организации, не являющиеся официальными спонсорами кубка, вправе распространять свою рекламу?

На эти и другие вопросы УФАС отвечало в своих публикациях, на пресс-конференции, в интервью. В доступном виде эти сведения размещались не только на официальном сайте Управления, но и на его страницах в соцсетях.

Там же публиковались разъяснения ФАС России о том, какое использование символики международной футбольной федерации может считаться нарушением федеральных законов от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Во время проведения кубка потенциальным нарушителям в рамках действовавшего на тот момент законодательства выдавались предупреждения. Это мягкая форма антимонопольного реагирования, она не предполагает административного наказания в виде штрафа. Иными словами, предупреждение – что-то вроде желтой карточки в футболе. В соцсетях УФАС широко использовало это понятие, и даже был составлен словарь футбольно-антимонопольных терминов.

Пример одного из постов

«Дорогие друзья! Несколько минут назад завершились последние матчи группового этапа – впереди полуфиналы Кубка конфедераций 2017.

А мы продолжаем пополнять „Футбольно-антимонопольный словарь“, и на очереди у нас такое понятие, как футбольный финт.

Футбольный финт – это обманный прием, вследствие которого соперника вводят в заблуждение.

Как вы уже догадались, ведение в заблуждение – это также одна из форм недобросовестной конкуренции, которая запрещена Законом о защите конкуренции.

Напомним, например, что использование символики Кубка конфедераций FIFA 2017 и последующего за ним чемпионата мира по футболу FIFA 2018 может повлечь нарушение Закона о защите конкуренции (в части недобросовестной конкуренции) и Закона о рекламе: spb.fas.gov.ru/news/10137.

Специалисты контролирующего органа как члены Координационной группы по защите бренда FIFA при обнаружении признаков нарушения законодательства готовы незамедлительно принимать соответствующие меры антимонопольного реагирования.

Что, собственно, и сделано. #СПбУФАС уже выдало несколько предупреждений хозсубъектам, которые неправомерно использовали символику Кубка. Официальное сообщение еще впереди, так что следите за нашими новостями!

#футбол #КубокКонфедераций2017 #FIFA2017 #football #footballtime».


Трудно дать численную оценку вкладу этого словаря в защиту имущественных прав FIFA. Точно известно только, что подписчиков на страницах УФАС во «ВКонтакте» и Facebook стало больше. А значит, расширилась аудитория, которой были интересны сообщения о контроле за использованием символики во время чемпионата.

Каковы результаты

Во время проведения Кубка конфедераций Санкт-Петербургское УФАС выдало 11 предупреждений.

Среди получивших желтые карточки были крупные сетевые магазины «Семья» (ООО «Торговый дом „Интерторг“») и «М.видео» (ООО «М.видео Менеджмент»). Организации распространяли рекламные материалы с использованием символики FIFA, хотя не имели на это разрешения международной футбольной федерации.

Сообщения о нарушителях и нарушениях, распространяемые пресс-службой УФАС, широко тиражировали городские СМИ, что помогло профилактике.


«Красные карточки» ЧМ-2018

Что было сделано

Еще во время Кубка конфедераций было понятно, что предстоящий чемпионат – мероприятие более масштабное. Сейчас, когда вся статистика по этим футбольным праздникам в открытом доступе, можно их сравнить (см. табл.).

Статистика по Кубку конфедераций – 2017 и ЧМ-2018

Мероприятие

Период проведения

Число городов

Число стадионов

Число матчей

Количество посетителей стадионов

Кубок конфедераций – 2017

С 17 июля по 2 августа

4

4

16

628 304

ЧМ-2018

С 14 июня по 15 июля

11

12

64

3 031 768

 

По заполняемости стадионов чемпионат стал в пять раз более посещаемым мероприятием, чем кубок. Только стадион «Санкт-Петербург» посетили почти 450 тыс. болельщиков. А нарушений имущественных прав FIFA за все время проведения чемпионата Санкт-Петербургское УФАС установило в два раза меньше. И на это есть две основные причины.

Причина 1. Изменилось законодательство.

В 2018 г. был принят Федеральный закон от 23.04.2018 № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона „О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и статью 53 Федерального закона „О защите конкуренции“».

От «желтых карточек» законодатель и регулятор перешли к «красным». Поправки в закон позволили антимонопольным органам возбуждать дела по признакам нарушения правил добросовестной конкуренции, предусмотренных Федеральным законом от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом с учетом плотного графика проведения чемпионата и в связи с необходимостью оперативно пресекать выявленные нарушения были максимально сокращены сроки рассмотрения дел. Так же быстро на нарушителей налагались и административные штрафы.

Причина 2. Официальный представитель FIFA по вопросам защиты бренда и интеллектуальной собственности – Агентство интеллектуальной собственности (далее – Агентство) на своем сайте разместило товарные знаки федерации, полный список партнеров и спонсоров чемпионата, а также каталог лицензионной продукции и Руководство по использованию символики (далее – Руководство). И все это было сделано в очень удобной и наглядной форме.

До начала чемпионата многие компании обращались в Санкт-Петербургское УФАС с вопросами. Например, могут ли они на упаковке печенья разместить изображение футбольного мяча? Можно ли в материалах по проведению внутрикорпоративного мини-чемпионата использовать слова «чемпионат» и «футбол»? Разрешено ли, приглашая болельщиков в спорт-бар, на доске объявлений написать слово «матч»?

На эти и другие вопросы, на первый взгляд смешные, легко можно было найти ответы в Руководстве (см. рис.).

Примеры из Руководства

 

УФАС оставалось только донести эту информацию до представителей городского бизнеса. В ход пошли стандартные пиар-инструменты.

1. Пресс-релизы. В пресс-релизах, разосланных до начала чемпионата, обращалось внимание на необходимость строго и точно соблюдать требования законодательства РФ при размещении рекламы, проведении маркетинговых акций и продаже товаров. Кроме того, были даны полезные ссылки на сайты ФАС России, где собраны все разъяснения законодательства, и Агентства.

2. Пресс-конференция. За несколько недель до начала чемпионата в ТАСС совместно с представителями Северо-Западного таможенного управления, Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу и Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности состоялась пресс-конференция. Прямую трансляцию можно было посмотреть на странице УФАС во «ВКонтакте».

Руководитель Санкт-Петербургского УФАС Вадим Владимиров на мероприятии рассказал о том, чем грозит компаниям нарушение имущественных прав FIFA.

3. Размещение описания нарушений в СМИ и Интернете. Управление обязательно описывало все допущенные нарушения, не скрывая названий компаний. Информация размещалась на сайте УФАС, в соцсетях и СМИ.

Самыми успешными по охвату стали:

  • интервью Вадима Владимирова газете «МЕТРО», которое называлось «На старт! Внимание! Гол!»: ежедневно «МЕТРО» прочитывают более 2 млн человек;
  • сюжет на «Бизнес FM»: ежедневно это радио слушают более 317 тыс. человек;
  • сюжет на телеканале «Город+»: общий охват видеосюжета – больше 65 тыс. человек;
  • семинар-совещание в форме видео-конференц-связи с представителями СМИ Северо-Западного федерального округа, организованного Управлением Роскомнадзора по СЗФО: присутствовали 125 представителей СМИ этого федерального округа, 25 из них петербургские;
  • размещение поста с информацией об использовании символики FIFA в Facebook в группе prspb, которая на тот момент объединяла более 4,5 тыс. петербургских пиар-специалистов, представлявших различные городские компании и агентства.

Каковы результаты

Результат превзошел все ожидания.

ФАС России и ее территориальные органы во время проведения ЧМ-2018 установили 84 факта нарушения имущественных прав FIFA. Зафиксированные в Санкт-Петербурге 6 нарушений составляют всего 7% от общего количества дел.


17 октября 2018 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.







Вход для пользователей
Зарегистрироваться

 

№ 4, 2018 (июль-август)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?

  
  
  
  
  
      





 



Уважаемый посетитель!
Приглашаем Вас принять участие в опросе.

Принять участие в опросе