О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

ФАС России не поддержала идею создать единого поставщика ТВ
21 августа 2019 г.

«МегаФон» выиграл иск против ФАС России по банковским СМС-рассылкам
21 августа 2019 г.

Анонс: 22 августа состоится подписание меморандума о создании Совместного российско-белорусского экспертного совета по вопросам развития конкуренции на социально значимых рынках
21 августа 2019 г.

Тамбовское УФАС России проверит цены на керосин в аэропорту Тамбова
20 августа 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 17613
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 12916
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 12383
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 18463
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 15325
 Обзоры

 Анонcы

VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС
16–19 сентября 2019 г. в Москве состоится VI Конференция по конкуренции под эгидой БРИКС.
Полный текст
Евразийский форум по картелям
16 сентября 2019 г. в Москве пройдет Евразийский форум по картелям. Организаторы мероприятия – информационно-просветительский ресурс LF Академия и НП «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» при поддержке ФАС России и Петербургского международного юридического форума.
Полный текст
XI ежегодная конференция «Антимонопольное регулирование в России»
Деловая газета «Ведомости», Ассоциация антимонопольных экспертов и ФАС России приглашают принять участие в XI ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России», которая пройдет 25 октября 2019 г. в Москве и 27–28 октября 2019 г. в Брюсселе.
Полный текст



Главная /  Выбор редакции /  Оцифровка закупок
Оцифровка закупок


Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 3, 2018 г.

В декабре 2017 г. после трехлетних обсуждений были внесены изменения в законодательство 1, предусматривающие электронизацию закупочного процесса, которые должны стать основой для дальнейшей цифровизации системы закупок. В будущем автоматизация уменьшит число нарушений и злоупотреблений в этой сфере, уверен заместитель руководителя ФАС России Рачик Ашотович Петросян. О том, какие шаги уже сделаны, что запланировано на ближайшее время и почему изменения можно считать положительными как для заказчиков и поставщиков, так и для антимонопольной службы, – в интервью журналу «Конкуренция и право».

 

– В чем для поставщиков основные плюсы перевода конкурентных закупок в электронную форму? Готовы ли заказчики перейти в «цифру»?

– Электронизация закупок – технологическая основа высокой конкуренции на торгах, увеличения эффективности закупочной деятельности госзаказчиков и сокращения примитивных процедурных ошибок.

Принципиальная новация заключается в том, что согласно поправкам в Закон № 44-ФЗ 2 госзакупки полностью переходят в электронную форму, а в Закон № 223-ФЗ 3 – закупки у малого и среднего бизнеса.

Формирование заявки на бумаге останется в прошлом, а вместе с ним и расходы на архаичную отправку заявок по почте или через курьера. Мы прогнозируем сокращение числа случаев, когда заявки отклоняются в связи с неправильным оформлением: сшивкой, нумерацией страниц и тому подобным.

Перевод закупок в электронный вид обеспечит анонимность подачи заявок участников и их рассмотрения заказчиками. Это станет преградой для необоснованных закупок у «своих» поставщиков, снизит коррупционные риски, а также риски сговора.

Конечно, мы понимаем, что недобросовестные участники закупочного процесса будут изобретать новые виды злоупотреблений. Недавно антимонопольная служба сообщала о таком виде нарушения, как запрограммированное искажение исходных показателей к закупаемым товарам, работам и услугам. Но мы к этому готовы – нарушения будут пресекаться быстро и безоговорочно. Добросовестные участники всегда могут рассчитывать на защиту в ФАС России своих прав и интересов.

Положения о проведении всех закупок в рамках Закона № 44-ФЗ в электронной форме вступают в силу 1 июля текущего года и могут применяться на добровольной основе. С 1 января 2019 года эта форма станет обязательной.

Для заказчика процедура частично изменится, другим станет формат документов, которые будут к нему поступать.

 

– Какие из этапов проведения конкурентных закупок будут на «ручном управлении»?

– Пока в «ручном режиме» остается оценка заявок участников, то есть присвоение баллов.

К сожалению, мы потеряли более трех лет на подготовке и многоэтапном согласовании законопроектов. Сегодня весь мир активно осваивает цифровизацию. А мы только переходим к электронному формату.

Пока закупочная система остается изолированной от рынка, недобросовестные заказчики и участники действуют, исходя из своих искаженных интересов и мотивов. С цифровизацией ситуация изменится коренным образом: сделки будут осуществляться прозрачным образом и на условиях рыночной эффективности – товары наилучшего качества станут приобретаться по наилучшей цене.

Мы идем в этом направлении. Тому примером такие проекты, как портал поставщиков правительства города Москвы, единый агрегатор торгов, разрабатываемый ГК «Ростех», и Каталог товаров, работ и услуг, структурирующий сведения о закупках, Минфина России.

 

– Поддерживаете ли Вы предложение Минфина России сократить число видов конкурсных процедур при госзакупках?

– Безусловно, полагаю целесообразным отказ от таких устаревших процедур, как запрос котировок и запрос предложений: по сути, они дублируют конкурс и аукцион в электронной форме. Кроме того, процедура конкурса с ограниченным участием может быть заменена на процедуру конкурса с дополнительными требованиями по аналогии с аукционом.

 

– Действие Закона № 223-ФЗ не распространяется, в частности, на закупки у юридических лиц, взаимозависимых с заказчиком. Эксперты видят в этом лазейку.

– Пока жалоб на такую проблему к нам не поступало. Если эта лазейка будет использоваться, мы ее закроем. При этом важно отметить, что отказ от законодательного навязывания процедур закупок внутри группы лиц нам кажется абсолютно верным шагом.

 

– В положении о закупках материнской компании могут быть установлены случаи, когда к ней возможно присоединение и других юридических лиц, не только дочерних. Помимо этого, для связанных между собой заказчиков предусмотрена возможность типового положения о закупках. Как это скажется на их эффективности?

– Что ж, такое присоединение – пример позитивной практики унификации закупочных процедур. Заказчики, присоединившиеся к положению, будут устанавливать в закупочной документации единые требования как к участникам закупок, так и к способу проведения процедуры. Это положительно повлияет на оптимизацию закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц и будет способствовать повышению открытости и прозрачности закупок.

Эти новогодние поправки мы считаем шагом вперед. Их вступление в силу позволит более четко регламентировать процедуры проведения закупок, сократит число возможных злоупотреблений заказчиков.

С закреплением перечня оснований для обжалования участники закупок отдельных видов юридических лиц смогут успешнее защищать свои права в антимонопольном органе.

 

– Были анонсированы системные разъяснения, касающиеся применения обновленного законодательства о закупках. Когда их ждать?

– Такие разъяснения выпускаются регулярно, по мере сбора и обобщения практики. Точно могу сказать, что на второй, третий и четвертый кварталы запланирован выпуск разъяснений для территориальных органов ФАС России.

 

– Какие предполагаются дальнейшие шаги по автоматизации закупочных процессов по законам № 223-ФЗ и 44-ФЗ? Планируется ли ввести механизм предупреждений?

– Мы намерены совершенствовать процедуру закупок, внедряя цифровые технологии. В частности, речь идет об общей автоматизации процессов закупки с помощью введения единых алгоритмов: стандартизированного описания объекта закупки на основе данных Каталога, планирования с дополнительным уведомлением потенциальных аккредитованных в ЕИС компаний о планируемой закупке, нормирования, выбора способа закупки, использования нормативно-правовых актов по импортозамещению, формирования извещения, документации, протоколов, проекта контракта.

Кроме того, предполагается автоматизация проверки правоспособности организаций участвовать в закупке, к примеру проверка по базам данных наличия саморегулируемых организаций.

Дальнейшая автоматизация ожидает и систему контроля закупок. Мы хотим внедрить концепцию предотвращения правонарушения вместо наказания за него. Превентивные меры всегда более эффективны: предупредить перелом может быть трудно, но это лучше, чем ходить потом в гипсе. Уже сейчас системы искусственного интеллекта в состоянии спрогнозировать наиболее вероятные риски, в том числе нарушения законодательства, что даст нам возможность их предотвратить.

 

Интервью подготовила

Оксана Бодрягина,

шеф-редактор журнала «Конкуренция и право»

 

 

О личном

Что для Вас самое сложное в работе?

В сутках всего 24 часа, а важных и интересных задач, которые должны быть решены как можно скорее, гораздо больше.

Вы совершаете непредсказуемые поступки?

Достаточно и того, что сама жизнь непредсказуема и хаотична.

Что Вас вдохновляет?

Когда то, что ты делаешь, приносит пользу, когда помог людям.

 

 

1Федеральные законы от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» и № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».



29 июня 2018 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.









 

№ 3, 2019 (май-июнь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?