Подписка
О журнале   Архив   Авторам   Контакты Главные сюжеты Выбор редакции Обзоры Конференции English  
Новости и события

ФАС предложила Минздраву не запрещать беспошлинную продажу табака в duty free
22 сентября 2017 г.

ЕЭК предлагает создать евразийскую площадку для решения проблем защиты конкуренции в условиях цифровой экономики
22 сентября 2017 г.

ФАС России считает алкоголь драйвером интернет-торговли продуктами
22 сентября 2017 г.

ФАС России выявила коллективное доминирование сетей общепита в «Шереметьево»
22 сентября 2017 г.

все новости
 Самое читаемое

- О конкуренции алгоритмов, больших данных и первых цифровых кейсах
451
- Верховный Суд РФ задает вектор развития антимонопольного законодательства
1192
- Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
13302
- Антимонопольный комплаенс: взгляд регулятора, бизнеса и юристов
487
- Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
3083
- Факторы риска
46
Обзоры

Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 36, за 11–17 сентября 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 35, за 4–10 сентября 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 34, за 28 августа – 3 сентября 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 33, за 21–27 августа 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 32, за 14–20 августа 2017 г.
архив
Анонcы

Управление юридическими рисками: статус 2017
Компания «Диалог Менеджмент Партнерс» приглашает принять участие в 3-й ежегодной практической конференции «Управление юридическими рисками: статус 2017», которая состоится в Москве 1-2 ноября 2017 г.
Полный текст



Главная /  Выбор редакции /  Реклама микрофинансовых организаций
Реклама микрофинансовых организаций


Столь распространенные микрофинансовые организации, которые выдают «быстрые деньги», могут быть привлечены к ответственности за нарушения законодательства о рекламе. Автор статьи, исходя из практики Санкт-Петербургского УФАС, рассказывает, в каких именно случаях реклама организаций, выдающих микрокредиты, считается незаконной и каков порядок обращения в антимонопольный орган с письменными заявлениями о подобных нарушениях.

 

У каждой станции метро, во всех людных местах мы обязательно увидим вывески «До зарплаты», «Твои деньги», «Росденьги», «Заначка», «Деньга», зазывающие в микрофинансовые организации.

Микрофинансовая организация (далее также – МФО) – это юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций (далее – реестр)[1].

Многие ли пользуются их услугами?

В Москве и Санкт-Петербурге доля взрослых, бравших кредиты (займы) в МФО, составляет 1,6% в год. Это примерно 80 тыс. человек. В городах-миллионниках – 3,9%, в иных городах – 2,8%. Больше всего займов брали сельские жители – 4,5%.

Займами в подобных организациях чаще пользуются люди с плохим материальным положением (по собственным оценкам, «не всегда хватает денег даже на еду») – с доходом менее 3000 руб. в месяц на человека.

Нередко в МФО обращаются субъекты малого и среднего предпринимательства. В Северо-Западном федеральном округе 20,3% из них получали деньги под проценты.

Самая незащищенная часть населения – это пенсионеры, временно неработающие или безработные граждане, люди с низкими доходами, которые фактически не могут разумно оценить свои экономические возможности, чтобы вернуть заемные средства.

В условиях широкой доступности информации, в том числе касающейся финансовой грамотности, многие все-таки идут в микрофинансовые организации, забывая, что деньги придется отдавать с процентами, на первый взгляд небольшими – 1% в день, 2% и т. д. Но если взимается 1% в день, то за год набегает 365%. Это простая арифметика, и все же и физические, и юридические лица оформляют кредиты и займы на кабальных условиях, не понимая последствий таких сделок.

На решение граждан и организаций об обращении в МФО влияет в том числе реклама подобных услуг.

 

Незаконное размещение рекламных конструкций 

В Санкт-Петербургское УФАС довольно часто поступают обращения граждан на незаконную, по их мнению, рекламу МФО. При этом бóльшая часть обращений не относится к рекламе, поскольку это вывески, которые размещаются над входом в помещение такой организации.

Незаконно установленные рекламные конструкции, объекты для размещения информации (например, щиты), консольные и настенные вывески, световые коробы, кронштейны не относятся к рекламе. Эту деятельность контролирует Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городская реклама и информация» (далее – ГКУ).

Если выявлены подобные конструкции, их владельцу выносится предписания о демонтаже.

В случае если владелец не исполнил предписание в течение месяца со дня его получения, рекламная конструкция может быть принудительно демонтирована в соответствии с требованиями ст. 19 Закона о рекламе[2].

ГКУ направляет материалы в Центр организации применения административного законодательства Главного управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для привлечения владельца к административной ответственности.

По факту нарушения владелец может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 18 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

Незаконное размещение рекламы МФО на фасадах многоквартирных домов относится к общему имуществу дома.

Согласно ст. 39 ЖК РФ и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме[3]обязанность по надлежащему содержанию такого имущества возлагается на собственников помещений.

В соответствии с п. 3.4.64 Положения об администрации района[4]контроль за соблюдением законодательства о благоустройстве относится к компетенции администраций районов Санкт-Петербурга.

 

Практика УФАС 

Вернемся к рекламе микрофинансовых организаций.

Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке[5].

МФО не чуждаются распространения рекламы своих услуг и с помощью SMS.

Так, Санкт-Петербургское УФАС в 2016 г. рассмотрело дело, когда МФО распространяла таким образом рекламу следующего содержания: «Мы вам верим! И денег дадим! 70 000 р. За звонок! Деньги будут 88005554464». В этом тексте антимонопольный орган усмотрел нарушение Закона о рекламе, так как отсутствовала существенная информация об условиях предоставления кредита. В частности, организация выдавала кредит только людям, достигшим 21 года, с определенным материальным положением (нарушение ч. 7 ст. 5 Закона), не было и наименования юридического лица, которое оказывает финансовые услуги (нарушение ч. 1 ст. 28). Компания была привлечена к административной ответственности.

Недавно Комиссия Санкт-Петербургского УФАС признала нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в действиях другой МФО, которая разместила на фасаде дома рекламу микрозаймов «Заначка. Магазин денег. Деньги наличными на любой срок». Причем была рассмотрена именно реклама, а не рекламная конструкция на фасаде дома. Размещение рекламной конструкции, как уже отмечалось, контролируется администрацией районов.

В сентябре 2016 г. был выявлен факт незаконной рекламы ООО «Сити Трейд», размещенной в газете. Речь идет о рекламе займов под заголовком «Куда вложить сбережения под большие проценты?..». Санкт-Петербургское УФАС установило, что у организации нет права на привлечение денежных средств населения, в том числе посредством заключения договоров займа. В реестре информации о наличии у этого Общества статуса микрофинансовой организации не содержится. Обществу было предписано снять ненадлежащую рекламу во всех источниках ее распространения.

 

Ликбез для жалобы 

Упорство, с каким некоторые МФО продолжают нарушать закон, лишний раз свидетельствует о недобросовестности этих кредитных институтов.

Обнаружив ненадлежащую, по вашему мнению, рекламу микрофинансовых организаций, вы вправе обратиться с письменным заявлением в антимонопольный орган[6].

К сожалению, в большинстве случаев в обращениях отсутствует информация, необходимая для установления признаков нарушения Закона о рекламе.

В заявлении обязательно должно быть указано: 

  • фамилия, имя, отчество и адрес места жительства заявителя;
  • наименование организации, в действиях которой заявитель видит признаки нарушения законодательства, и место осуществления его деятельности;
  • существо предполагаемого нарушения законодательства о рекламе. 

Требуется описать факты, свидетельствующие о наличии признаков нарушения, сообщить о способе, времени и месте размещения рекламы с указанием точного адреса.

Кроме того, к заявлению должно быть приложено изображение рекламы с фотофиксацией прилегающей территории и иные документы, имеющие значение для рассмотрения обращения. Вся текстовая и изобразительная информация должна быть читаема, в противном случае антимонопольный орган не сможет сделать вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения.

Если не представлены необходимые документы, информация, позволяющие сделать обоснованный вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения Закона о рекламе, антимонопольный орган вправе отказать в рассмотрении заявления.

 

Вячеслав Тукаев,

заместитель руководителя

Санкт-Петербургского УФАС России



[1] См.: Федеральный закон от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

[2] Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее также – Закон).

[3] Утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2008 г. № 491.

[4] Утв. Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 г. № 1078.

[5] См.: ст. 3 Закона о рекламе.

[6] Разъяснения, как правильно составить заявление, даны на сайте Санкт-Петербургского УФАС – URL: http://spb.fas.gov.ru/news/9950. В письменном виде обращение можно направить по факсу: 8 (812) 313-04-15. Обращение также может быть направлено по электронной почте (to78@fas.gov.ru) или Почтой России по адресу: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, Федеральная антимонопольная служба по Санкт-Петербургу.


28 ноября 2016 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.







Вход для пользователей
Зарегистрироваться

 

№ 3, 2017 (май - июнь)

По какой отрасли бизнеса вам наиболее интересны публикации?